Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Абдрахмановой Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бикбулатова Венера Батырьяновича на решение Полевского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 августа 2022 года по административному делу N 2а-1043/2021 по административному исковому заявлению Бикбулатова Венера Батырьяновича о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 10 от 05 августа 2022 года "Об отказе Бикбулатову Венеру Батырьяновичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 9 на выборах 11 сентября 2022 года".
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты отмене не подлежащими, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы Полевского городского округа от 21 июня 2022 года N 521 "О назначении очередных выборов депутатов Думы Полевского городского округа седьмого созыва" назначены выборы депутатов Думы Полевского городского округа седьмого созыва на 11 сентября 2022 года.
Решением Полевской городской территориальной избирательной комиссии от 30 мая 2022 года N 7/17 сформирована окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Думы Полевского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 10, на которую возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы Полевского городского округа седьмого созыва по двухмандатным избирательным округам N 6, 7, 8, 9 (далее - окружная избирательная комиссия).
В соответствии с решением Полевской городской территориальной избирательной комиссии от 03 июня 2022 года N 8/21 "О количестве подписей избирателей, необходимом для поддержки выдвижения и регистрации кандидата в депутаты Думы Полевского городского округа седьмого созыва 11 сентября 2022 года" минимальное число подписей, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на выборах депутатов Думы Полевского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 9 составляет 15 подписей, максимальное число подписей, которое может быть представлено кандидатом, - 19 подписей.
На основании пункта 3 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей.
Решением окружной избирательной комиссии N 15/59 от 05 августа 2022 года "Об отказе Бикбулатову Венеру Батырьяновичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N 9 на выборах 11 сентября 2022 года" в регистрации кандидатом в депутаты Бикбулатову В.Б. отказано в связи с предоставлением недостаточного количества подписей избирателей, необходимых для регистрации его кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа.
Решением Полевской городской территориальной избирательной комиссии N 22/86 от 11 августа 2022 года решение окружной избирательной комиссии N 15/59 от 05 августа 2022 года признано законным.
Бикбулатов В.Б. обратился в суд с административным иском к окружной избирательной комиссии о признании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты N 15/59 от 05 августа 2022 года незаконным, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Думы Полевского городского округа.
Требования мотивировал тем, что решение окружной избирательной комиссии является недостаточно мотивированным, не содержит конкретных фактов нарушений избирательного законодательства.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 августа 2022 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 06 сентября 2022 года кассационной жалобе, дополнениях к ней от 28 сентября 2022 года Бикбулатов В.Б, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Прокуратура Свердловской области представила письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, Бикбулатов В.Б. просил о рассмотрении жалобы без его участия, остальные лица о причинах неявки не уведомили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 указанного федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов, в том числе представительных органов муниципальных образований, является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ), По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же федерального закона).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований предусмотрены приложениями 7.1 и 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Судами установлено, что по результатам проверки представленных кандидатом 5 подписных листов, содержащих 19 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, достоверными признано 6 подписей.
Недействительными признаны 13 подписей на основании подпункта 8 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области по следующим основаниям: в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей - 8 подписей; сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме - 5 подписей.
Разрешая заявленные требования, суды при проверке всех представленных подписей избирателей, исследовав подписные листы, представленные для регистрации кандидата в депутаты Бикбулатова В.Б, согласились с выводом окружной избирательной комиссии о предоставлении им достоверных подписей избирателей в количестве недостаточном для принятия решения о регистрации кандидатом и о наличии законных оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Судебные акты по настоящему делу приняты с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, выводы судебных инстанций мотивированы и исчерпывающе изложены в принятых по делу судебных актах.
Количество достоверных подписей избирателей, представленных Бикбулатовым В.Б, составило 6, что менее необходимых 15 подписей для принятия решения о его регистрации кандидатом в силу приведенных выше норм законодательства о выборах, поэтому решение окружной избирательной комиссии принято в соответствии с действующим законодательством о выборах, и в удовлетворении требований административного истца обоснованно отказано.
Поскольку ответственность за правильность представляемых в избирательные комиссии документов несет лично кандидат, ссылка на предвзятое отношение членов избирательной комиссии состоятельной признана быть не может.
Положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ исключена возможность внесения каких-либо изменений в подписные листы с целью исправления выявленных в них избирательной комиссией недостатков, что, в частности, обеспечивает соблюдение принципа равенства кандидатов, установленного статьей 39 названного закона.
По существу доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, выводов судебных инстанций не опровергают, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Полевского городского суда Свердловской области от 16 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бикбулатова Венера Батырьяновича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 29 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.