Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1478/2021 по иску Свежего Юрия Герониковича к муниципальному казенному учреждению Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций", администрации Березовского городского округа Свердловской области о признании незаконными действий по не предоставлению компенсации за коммунальные услуги, по кассационной жалобе Свежего Юрия Герониковича на решение Березовского городского суда Свердловской области от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Свежий Ю.Г. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" о признании незаконными действий по не предоставлению компенсации за коммунальные услуги.
В обоснование исковых требований указал, что в его собственности находится квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты", он является ветераном боевых действий в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ "О ветеранах". На общегосударственном уровне для ветеранов не предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг: электричество, газ, вода, вместе с тем в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", социальная поддержка ветеранов в коммунальной сфере возложена на местные органы власти, которые устанавливают льготы для ветеранов боевых действий. В Свердловской области это Постановление Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП. В муниципальное казенное учреждение Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" им было подано заявление о предоставлении компенсаций, ответчик начислил компенсацию только за взносы на капитальный ремонт, расходы на коммунальные услуги не компенсированы.
Определением Березовского городского суда Свердловской области от 03 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Березовского городского округа Свердловской области.
Решением Березовского городского суда Свердловской области от 22 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Свежего Ю.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 марта 2022 года решение Березовского городского суда Свердловской области от 22 октября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Свежего Ю.Г. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Свежий Ю.Г. просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает на то, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" имеет право на получение льгот по оплате коммунальных услуг (электричество, газ, вода).
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель муниципального казенного учреждения Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Свежий Ю.Г. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения по категории "Ветеран боевых действий" с 01 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации".
С 01 апреля 2020 года по январь 2022 года выплата компенсации истцу была приостановлена в связи с наличием задолженности по оплате услуг, решение о приостановлении выплаты компенсации Свежим Ю.Г. в рамках рассматриваемого спора не оспаривалось.
В связи с вступившими с 01 января 2022 года изменениями в статью 160 Жилищного кодекса Российской Федерации с января 2022 года выплата компенсации истцу возобновлена, поскольку непогашенная задолженность не подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации", исходил из того, что действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области предусмотрено предоставление ветеранам боевых действий мер социальной поддержки в виде компенсации расходов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, за взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выплата компенсации за коммунальные услуги не предусмотрена.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца права на получение компенсации за коммунальные услуги соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы Свежего Ю.Г, выражающего несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у него права на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений, относятся, в том числе, ветераны боевых действий.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", среди которых компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим (подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из положений статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе установленных статьей 16 настоящего закона.
Нормы Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают для ветеранов боевых действий такой меры социальной поддержки, как предоставление компенсации в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обращение с твердыми бытовыми отходами.
Проанализировав содержание Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ "О порядке предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области", постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации", суды пришли к правильному выводу о том, что ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки только в виде компенсации платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Федеральным законом "О ветеранах", Порядком не предусмотрены.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, правовых оснований к отмене обжалуемых постановлений не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм материального права.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 22 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Свежего Юрия Герониковича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.