Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Гречкань Н.И, судей
Бурматовой Г.Г, Малоедовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семёнова Александра Сергеевича к Администрации Миасского городского округа о включении в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе Семенова Александра Сергеевича, Семёновой Розы Юрьевны, Семенова Юрия Михайловича на решение Миасского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения истца Семенова А.С, третьего лица Семеновой Р.Ю, представителя третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области Романова А.В. по доверенности от 10 января 2020 г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенов А.С. обратился с иском к администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании незаконным постановления от 26 августа 2021 г. N 4181 "Об исключении Семенова А.С. из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 г.", возложении на администрацию Миасского городского округа Челябинской области обязанности включить его в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 г.
Указав в обоснование иска, что судебным решением был восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 г. Семенов А.С. является "данные изъяты" вследствие военной травмы и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах". Во исполнение судебного акта постановлением администрации от 30 июля 2020 г. N 3265 истец был включен в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 г, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, состоящих на учете в администрации Миасского городского округа, а так же был включён в областной реестр на 2020 год, по состоянию на 01 октября 2020 г. порядковый номер Семенова А.С. в очереди был N 4. Впоследствии, в противоречие названным выше актам, письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 28 июня 2021 г. N 836-ОЛ до сведения матери истца Семеновой Р.Ю. было доведено, что поскольку "данные изъяты" истца была впервые установлена 22 июля 2015 г, то есть после 01 января 2005 г, он не мог быть включён в реестр ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г. По мнению Министерства социальных отношений Семенов А.С. должен быть обеспечен жильём по договору социального найма в порядке общей очереди согласно дате постановки на учёт. После получения администрацией Миасского городского округа Челябинской области указанного письма оспариваемым постановлением истец был исключён из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 мая 2022 г, отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявители просят судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании, в том числе после перерыва, заявители доводы жалобы поддержали.
Представитель третьего лица полагал судебные акты соответствующими требованиям закона.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенов А.С. является "данные изъяты", относится к числу военнослужащих, проходивших службу по призыву и получивших военную травму при исполнении обязанностей военной службы, в силу чего имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 13-17).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 января 2020 г. по делу N 11 -940/2020 отменено в части решение Миасского городского суда Челябинской области от 24 октября 2019 г. по делу N 2 - 2178/2019 и принято новое решение, которым истец Семенов А.С. восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 г.
При рассмотрении данного дела судебной коллегией было установлено, что Семенов А.С. обеспечен жильем свыше нормы предоставления, установленной на территории Миасского городского округа (15 кв.м), однако занимаемое им жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений для проживания "данные изъяты" (л.д. 149-153).
Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от 30 июля 2020 г. N 3265 Семенов А.С. включён в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, состоящих на учете в администрации Миасского городского округа Челябинской области (л.д. 64).
Письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 23 октября 2020 г. N 10-34253-С истцу было разъяснено, что администрацией Миасского городского округа Челябинской области представлена информация о включении Семенова А.С. в указный выше список ветеранов, вставших на учет до 01 января 2005 г, в силу чего Министерством истец включен в областной реестр на 2020 год с даты постановки на учет. По состоянию на 01 октября 2020 г. порядковый номер Семенова А.С. - 4 (л.д. 65-66).
Письмами Министерства социальных отношений Челябинской области от 01 апреля 2021 г. N 10-12680-С и от 28 июня 2021 г. N 836-ОЛ истцу и третьему лицу "данные изъяты". было разъяснено, что Семенов А.С. включён администрацией Миасского городского округа Челябинской области в список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 г. и не имеет права на включение в соответствующий список ветеранов, вставших на учет до 01 января 2005 г, так как "данные изъяты" истца впервые установлена 22 июля 2015 г, удостоверение "данные изъяты" выдано 26 августа 2015 г, и по состоянию на 01 января 2005 г. он не являлся "данные изъяты" (л.д.67- 70).
Постановлением администрации Миасского городского округа Челябинской области от 26 августа 2021 г. N 4181 Семенов А.С. исключен из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 г, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, состоящих на учёте администрации Миасского городского округа Челябинской области (л.д. 75).
Согласно письму администрации Миасского городского округа Челябинской области от 26 августа 2021 г. Семенов А.С. восстановлен в общем списке нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, по состоянию на 2021 год номер Семенова А.С. в списке 272 (л.д. 73-74).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" во взаимной связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о правомерности исключения истца из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете на 01 января 2005 г, поскольку истец обратился в администрацию Миасского городского округа Челябинской области с заявлением об обеспечении жильем на основании Закона "О ветеранах" после 01 января 2005 г, удостоверение "данные изъяты" выдано Семенову А.С. 16 августа 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" регламентировано, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям абзаца 2 подпункта 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем инвалидов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 17, абзаца 3 части 3 статьи 28.2 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены аналогичные положения о том, что объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, вставших на учет до 01 января 2005 г, из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных норм федеральных законов принят Закон Челябинской области от 28 января 2010 г. N 528-ЗО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", согласно статье 1 которого меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных настоящим Законом формах и в порядке, определяемом настоящим Законом и Правительством Челябинской области, лицам, меры социальной поддержки которым установлены статьей 14 (относящимся к инвалидам Великой Отечественной войны), статьями 15, 17 - 19, а также статьей 21 (относящимся к членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) Федерального закона "О ветеранах"; лицам, меры социальной поддержки которым установлены статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вставшим на учет до 1 января 2005 г.; инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и вставшим на учет до 1 января 2005 г.
Названные нормативные акты помимо правовых гарантий социальной защиты закрепляют и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, вследствие установления которого возникает право на соответствующие меры социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.
Судом установлено, что удостоверение "данные изъяты" вследствие военной травмы, впервые выдано Семенову А.С. 26 августа 2015 г. (л.д.147об.), впервые "данные изъяты" установлена Семенову А.С. 22 июля 2015 г.
При таких обстоятельствах, право на меры социальной поддержки, включая обеспечение жилым помещением, в связи установленным статусом истец приобрел в 2015 году, соответственно, основания для включения Семенова А.С. в список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 г, претендующих на получение субсидии или единовременной денежной выплаты, отсутствовали
Ветераны и инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие по данному основанию на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в связи с установлением статуса "данные изъяты" вследствие военной травмы (но не страдающего определенными заболеваниями, которые предоставляют право внеочередного обеспечения жильем), не предусматривает специального порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, поскольку в рамках настоящего спора установлено, что истец Семенов А.С. был восстановлен в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 октября 2004 г, на истца не могла быть возложена обязанность по подтверждению малоимущности, поскольку ранее действующее жилищное законодательство таких требований при постановке на учёт не предъявляло.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судами верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Миасского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 мая 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Семенова Александра Сергеевича, Семёновой Розы Юрьевны, Семенова Юрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.