Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5406/2021 по иску Патрушевой Анны Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Патрушевой Анны Геннадьевны на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения Патрушевой А.Г. и ее представителя Терентьева А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Патрушева А.Г. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга (далее по тексту - УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга), в котором просила признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 01 марта 2021 года N 1465696/20, обязать включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 15 февраля 1988 года по 15 апреля 1988 года в 24 Горбольнице г. Свердловска в должности медсестры травматологического отделения, с 04 января 2001 по 03 февраля 2001 года в 354 Окружном военном госпитале в должности операционной медицинской сестры операционного отделения, с 24 августа 2013 года по 13 сентября 2013 года, с 14 сентября 2013 года по 31 июля 2015 года - в обществе с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" в должности фельдшера и старшего фельдшера медико-санитарного отдела Аквапарка, с 19 мая 2009 года по 06 января 2012 года в открытом акционерном обществе "Уральский приборостроительный завод" в должности фельдшера здравпункта, с 08 ноября 2016 года по 19 ноября 2020 года в акционерном обществе "Уральский приборостроительный завод" в должности фельдшера здравпункта, с 01 октября 1999 года по 02 марта 2000 года - служба в армии по контракту, из расчета 1 месяц за 3 месяца, с 02 марта 2009 года по 26 сентября 2009 года в Екатеринбургском Суворовском военном училище в должности медицинской сестры в медицинском пункте; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 ноября 2020 года, взыскать расходы по оплате госпошлины 300 руб.
В обоснование иска указала, что осуществляла лечебную деятельность с 06 августа 1987 года. Полагает, что у нее возникло право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", выработан необходимый 30-летний лечебный стаж. 20 ноября 2020 года она обратилась в УПФР в Чкаловском районе г..Екатеринбурга с заявлением о назначении пенсии. Решением ответчика N 1465696/20 от 01 марта 2021 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 30 лет), в специальный стаж зачтено 23 года 08 месяцев 23 дня, спорные периоды исключены из специального стажа. Считает решение ответчика неправомерным, указывая, что первые два периода работы являются курсами повышения квалификации в период работы, они должны быть включены в специальный стаж. Периоды работы в коммерческих организациях имели место быть в структурных подразделениях - здравпунктах в должности фельдшера, старшего фельдшера, а потому подлежат зачету по пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Период работы в Екатеринбургском Суворовском военном училище в должности медицинской сестры в медицинском пункте не зачтен из-за отсутствия кода льготы в данных персонифицированного учета, однако ее вины в этом нет, она осуществляла лечебную деятельность.
Служба в армии была в должности медицинской сестры операционной, где она выполняла задачи в условиях контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, а потому этот период должен быть зачтен в специальный стаж в льготном исчислении. Ссылается на то, что с учетом спорных периодов ее специальный стаж превышает 30 лет, а потому ответчик обязан назначить пенсию.
Определением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области произведена замена ответчика с УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОПФР по Свердловской области).
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 марта 2022 года, исковые требования Патрушевой А.Г. удовлетворены частично. ОПФР по Свердловской области возложена обязанность принять к зачету по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы Патрушевой А.Г.: с 15 февраля 1988 года по 15 апреля 1988 года в должности медсестры травматологического отделения 24 Горбольницы г. Свердловска, с 04 марта 2001 года по 03 февраля 2001 года в должности операционной медицинской сестры операционного отделения 354 Окружного военного госпиталя, с 01 октября 1999 года по 31 октября 1999 года период службы в армии. В указанной части признано незаконным решение УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга от 01 марта 2021 года N 1465696/20. с ОПФР по Свердловской области в пользу Патрушевой А.Г. взысканы расходы по уплате госпошлины 300 руб.
В кассационной жалобе Патрушева А.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Представитель ОПФР по Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав истца и его представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Патрушева А.Г. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 05 июня 1998 года.
20 ноября 2020 года Патрушева А.Г, 29 декабря 1968 года рождения, обратилась в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Решением УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга от 01 марта 2021 года N 1465696/20 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано, поскольку истцом не выработан необходимый стаж на соответствующих видах работ. Стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету, составил 23 года 08 месяцев 23 дня, страховой стаж составил 31 год 05 месяцев 29 дней, ИПК - 79, 784.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный фонд не включил, среди прочего, следующие периоды:
- с 15 февраля 1988 по 15 апреля 1988 года в должности медсестры травматологического отделения 24 Горбольницы г. Свердловска и с 04 марта 2001 года по 03 февраля 2001 года в должности операционной медицинской сестры операционного отделения 354 Окружного военного госпиталя, поскольку нахождение на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрено;
- с 02 марта 2009 года по 26 сентября 2009 года в Екатеринбургском суворовском военном училище в качестве медицинской сестры в медицинском пункте, так как сведения о стаже на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица кодом выслуги не подтверждены;
- с 24 августа 2013 года по 31 июля 2015 года в обществе с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" в качестве фельдшера и старшего фельдшера медико-санитарного отдела Аквапарка, с 19 мая 2009 года по 06 января 2012 года в открытом акционерном обществе "Уральский приборостроительный завод" в качестве фельдшера здравпункта, с 08 ноября 2016 года по 19 ноября 2020 года в акционерном обществе "Уральский приборостроительный завод" в качестве фельдшера здравпункта, поскольку наименование таких структурных подразделений как медико-санитарный отдел, процедурный кабинет, здравпункт не предусмотрено;
- с 17 сентября 1999 года по 15 июня 2000 года - служба в Армии, так как отсутствует норма, в соответствии с которой прохождение военной службы подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. По периодам службы до 01 ноября 1999 года не принят к зачету, поскольку документальное подтверждение по какой специальности истец проходила службу в установленный срок не поступило.
Согласно трудовой книжке АТ-VI N 8938916 истец Патрушева А.Г. 06 августа 1987 года принята на должность медсестры травматологического отделения 24 Горбольницы г. Свердловска, 01 июня 1991 года переведена операционной медсестрой гинекологического отделения, 22 сентября 1992 года уволена по собственному желанию, 21 июня 1993 года принята на должность операционной медсестры в операционное отделение в 354 окружной военный госпиталь, 01 октября 1993 года переведена в нейрохирургическое отделение в прежней должности, 12 мая 1997 года переведена на должность старшей медицинской сестры в онкологическое отделение, 15 сентября 1999 года уволена в связи с призывом на военную службу по контракту, 16 сентября 1999 года по 15 июня 2000 года проходила военную службу по контракту в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, 02 марта 2009 года принята медицинской сестрой в медицинский пункт Екатеринбургского суворовского военного училища, 26 сентября 2009 года уволена по собственному желанию, 19 мая 2009 года принята в здравпункт фельдшером в открытое акционерное общество "Уральский приборостроительный завод", 06 января 2012 года уволена в связи с истечением срочного трудового договора, 24 августа 2013 года принята фельдшером в медико-санитарный отдел аквапарка Лимпопо общество с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург", 14 сентября 2013 года переведена старшим фельдшером, 31 июля 2015 года уволена по собственному желанию, 08 ноября 2016 года принята в здравпункт фельдшером акционерного общества "Уральский приборостроительный завод".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что направление работника на повышение квалификации является обязанностью работодателя и производится в связи с осуществлением работником определенной деятельности; прохождение работником обучения на курсах повышения квалификации является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности; период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований Патрушевой А.Г. и включению в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации во время работы с 15 февраля 1988 по 15 апреля 1988 года в должности медсестры травматологического отделения 24 Горбольницы г. Свердловска и с 04 марта 2001 года по 03 февраля 2001 года в должности операционной медицинской сестры операционного отделения 354 Окружного военного госпиталя.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы 02 марта 2009 года по 26 сентября 2009 года в Екатеринбургском суворовском военном училище в качестве медицинской сестры в медицинском пункте, суд первой инстанции исходил из того, что в выписке о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Патрушевой А.Г. отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в спорный период; сведения о стаже кодом выслуги не подтверждены, не откорректированы; из справки от 19 апреля 2021 года N 683, выданной федеральным государственным казенным образовательным учреждением "Екатеринбургское суворовское училище" следует, что отсутствует возможность подать корректирующие сведения в УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга в связи с тем, что документы, на основании которых в 2009 году был введен штат, уничтожены в 2016 году с принятием и введением в действие нового штата.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периодов работы истца с 24 августа 2013 года по 31 июля 2015 года в обществе с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" в качестве фельдшера и старшего фельдшера медико-санитарного отдела Аквапарка, с 19 мая 2009 года по 06 января 2012 года в открытом акционерном обществе "Уральский приборостроительный завод" в качестве фельдшера здравпункта, с 08 ноября 2016 года по 19 ноября 2020 года в акционерном обществе "Уральский приборостроительный завод" в качестве фельдшера здравпункта и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что сведения о работе Патрушевой А.Г. предоставлены в пенсионный орган без указания кода особых условий труда; для зачета в стаж на соответствующих видах работы периодов необходимо, чтобы наименование должности и учреждения были предусмотрены списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которые расширительному толкованию не подлежат; право на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии медицинским работникам, с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работающей в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде общества с ограниченной ответственностью, открытого акционерного общества и акционерного общества, не возникло.
Установив, что Патрушева А.Г. проходила службу в армии с 01 октября 1999 года по 31 октября 1999 года Патрушева А.Г. проходила военную службу в звании младшего сержанта в должности операционной сестры, с 01 ноября 1999 года по 30 ноября 1999 года - в звании младшего сержанта в должности старшей операционной сестры, с 01 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года - в звании младшего сержанта в должности операционной сестры, с 01 января 2000 года по 31 января 2000 года - в звании рядового в должности операционной сестры, с 01 февраля 2000 года по 29 февраля 2000 года - в звании младшего сержанта в должности старшей операционной сестры, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Списка должностей работников здравоохранения, лечебная деятельность которых включается в стаж медицинской выслуги, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года N 464, пришел к выводу о включении в специальный стаж период службы в армии с 01 октября 1999 года по 31 октября 1999 года. Отказывая во включении в специальный стаж периода службы в армии с 01 ноября 1999 года по 02 марта 2000 года, суд первой инстанции исходил из того, что период службы в армии подлежит зачету в общий, а не специальный стаж.
Признав необходимым включение периодов работы с 15 февраля 1988 по 15 апреля 1988 года в должности медсестры травматологического отделения 24 Горбольницы г. Свердловска и с 04 марта 2001 года по 03 февраля 2001 года в должности операционной медицинской сестры операционного отделения 354 Окружного военного госпиталя и службы в армии с 01 октября 1999 года по 31 октября 1999 года в специальный стаж истца, суд первой инстанции пришел к выводу о признании в указанной части незаконным решения УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга от 01 марта 2021 года N 1465696/20 об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии, не усмотрев оснований для назначения досрочной пенсии по старости в связи с тем, что Патрушевой А.Г. не выработан необходимый стаж на соответствующих видах работ
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. При этом, поскольку решение суда в части удовлетворения исковых требований Патрушевой А.Г. лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, то в указанной части не являлось предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поскольку вынесенные судебные акты в части удовлетворения исковых требований по включении в специальный стаж периодов работы с 15 февраля 1988 по 15 апреля 1988 года в должности медсестры травматологического отделения 24 Горбольницы г. Свердловска и с 04 марта 2001 года по 03 февраля 2001 года в должности операционной медицинской сестры операционного отделения 354 Окружного военного госпиталя и службы в армии с 01 октября 1999 года по 31 октября 1999 года по доводам кассационной жалобы не оспариваются, то не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781, Правила N 781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является получение прибыли.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поименована должность, которую занимал истец в спорные периоды, однако наименование организаций, в которых выполнял работу истец, списками не предусмотрено.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "КИТ Екатеринбург" и акционерное общество (открытое акционерное общество) "Уральский приборостроительный завод" относятся к коммерческим организациям и учреждениями не являются.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2015 года N 1920-О).
С учетом изложенного являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что организационно-правовая форма организации не влияет на характер работы и трудовые функции истца, юридически значимым обстоятельством для возникновения права на досрочное назначение пенсии является только вид трудовой деятельности.
Доводы кассационной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, основаны на неверном толковании указанных положений.
В указанном пункте 6 Правил речь идет о поликлиниках и поликлинических отделениях, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако, истец работал в обществе с ограниченной ответственностью, который не относится к категории поликлиники или поликлинических отделений воинской части и не являлся структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Судами верно установлено, что поскольку истец зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 05 июня 1998 года, то работодателем в период работы с 02 марта 2009 года по 26 сентября 2009 года в Екатеринбургском суворовском военном училище в качестве медицинской сестры в медицинском пункте должны были проставляться соответствующие коды для учета специального стажа.
Поскольку из ответа работодателя следует, что у них нет возможности предоставить сведения о наличии специального стажа истца, то суды, вопреки доводам кассационной жалобы, пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для учета спорного периода в специальный стаж.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что ее вины в связи с непредставлением работодателем соответствующих сведений не имеется не могут служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку Екатеринбургское суворовское училище является действующим юридическим лицом и отсутствие у него данных сведений не позволяет их использование без подтверждения работодателя.
Кроме того, исходя из положений пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; т.е. к высшим учебным заведениям, к которым Екатеринбургское суворовское училище не относится.
Доводы кассационной жалобы о необходимости зачета в специальный стаж периодов службы в армии с 17 сентября 1999 года по 15 июня 2000 года, в том числе в льготном исчислении основан на неверном толковании норма права.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 к периодам работы с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Таким образом, положения постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в спорный период, права на льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах не установлены.
Порядок исчисления выслуги лет лицам, проходившим военную службу, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, тогда как порядок исчисления стажа (общего трудового и страхового) для назначения трудовых пенсий установлен в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в общий страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж медицинской трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой и апелляционной инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Патрушевой Анны Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.