Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-766/2022 по иску Ложкина Дмитрия Анатольевича к Администрации Соликамского городского округа о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести оплату субсидии, о возложении обязанности произвести оплату денежных средств, по кассационной жалобе администрации Соликамского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ложкин Д.А. обратился в суд с иском к администрации Соликамского городского округа Пермского края, в котором просил признать незаконными действия администрации Соликамского городского округа, выразившиеся в отказе произвести оплату денежных средств по договору купли-продажи квартиры, расположенной в "данные изъяты", зарегистрированному Управлением Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 28 декабря 2021 года за номером "данные изъяты", за счет средств бюджета Пермского края в виде субсидии, выделяемой по жилищному сертификату серия N, выданному на имя Ложкина Д.А.; возложить на ответчика обязанность произвести оплату денежных средств в размере 796 122 рубля по договору купли-продажи квартиры.
В обоснование исковых требований указал, что 15 июня 2021 года на основании распоряжения Правительства Пермского края N 143-РП "О предоставлении субсидий из бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилых помещений инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", городским округом город Соликамск 30 июня 2021 года ему выдан жилищный сертификат N на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 796 122 руб. 22 декабря 2021 года между ним и Ложкиной Л.С. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной в "данные изъяты". По условиям договора оплата производится частично за счет собственных средств Ложкина Д.А. и за счет средств бюджета Пермского края в виде субсидии, выделяемой по жилищному сертификату; договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 28 декабря 2021 года.
Для оплаты договор был предоставлен в отдел по жилищной политики администрации Соликамского городского округа. 30 декабря 2021 года в его адрес было направлено письмо за N 990, в котором сообщалось, что единовременная денежная выплата не может быть использована для приобретения жилого помещения у близких родственников. 11 января 2022 года он повторно направил запрос в администрацию Соликамского городского округа, сославшись на пункт 4.6 постановления Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-П "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", из которого следует, что гражданин имеет право приобрести на первичном и вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одно или несколько жилых помещений либо часть жилого помещения, благоустроенное (благоустроенные) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности. 09 февраля 2022 года он получил ответ на заявление за N 156, из которого следовало, что договор купли-продажи не подлежит оплате, так как жилое помещение находится в аварийном состоянии. Считает, что ответчик неправомерно уклоняется от исполнения обязательства по перечислению денежных средств, выделяемых в качестве субсидии по жилищному сертификату. ООО "Проектный комплекс "Интеграл", составивший заключение о состоянии жилого дома, не обладает полномочиями по признанию дома аварийным. Администрацией Соликамского городского округа межведомственная комиссия для обследования дома по ул.Набережная, д.125, не создавалась. Уведомления о признании дома аварийным собственникам не направлялись, следовательно, они не ограничены в праве распоряжаться своим имуществом, то есть продавать или обменивать жилые помещения.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 19 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Ложкина Д.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 июня 2022 года отказ администрации Соликамского городского округа Пермского края в выплате денежных средств по жилищному сертификату серия ИВ N 000015 на имя Ложкина Д.А. по договору купли-продажи квартиры от 22 декабря 2021 года, заключенному между Ложкиной Л.С. и Ложкиным Д.А. в отношении квартиры по адресу: "данные изъяты", признан незаконным; на администрацию Соликамского городского округа Пермского края возложена обязанность произвести оплату денежных средств в размере 796 122 руб. по договору купли-продажи квартиры от 22 декабря 2021 года, заключенному между Ложкиной Л.С. и Ложкиным Д.А, за счет средств бюджета Пермского края в виде субсидии по жилищному сертификату серия ИВ N 000015 на имя Ложкина Д.А.
В кассационной жалобе представитель администрации Соликамского городского округа просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Указывает на то, что приобретенная истцом квартира не отвечала требованиям пункта 4.6 Порядка, предусмотренного постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п. На момент предоставления Ложкиным Д.А. договора купли-продажи, ответчик располагал информацией о наличии оснований для признания жилых помещений дома, расположенных по адресу: "данные изъяты" непригодными для проживания, о чем имеется акт обследования жилого помещения от 13 сентября 2021 года N 140. Межведомственная комиссия, утвержденная постановлением администрации города Соликамска Пермского края от 03 апреля 2019 года N 573-па, вынесла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома N "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу. Направление средств на приобретение жилого помещения, расположенного в доме, непригодном для проживания, не ведет к достижению установленной Федеральным законом "О ветеранах" цели - улучшению жилищных условий истца, будет являться нецелевым расходованием средств бюджета и не приведет к достижению цели - улучшение жилищных условий.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Ложкин Д.А. просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Стороны, третьи лица в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с части 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из положений статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий установлен постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее - постановление Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п).
Положениями пунктов 1.2.2, 4.1. постановления Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п предусмотрено, что граждане, имеющие социальный статус "ветеран боевых действий" и ставшие на учет до 01 января 2005 года, имеют право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Согласно пункту 4.2 постановления Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п организация работы по выдаче жилищных сертификатов осуществляется органами местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положениями пункта 4.6. постановления Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п предусмотрено, что гражданин имеет право приобрести на первичном и вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения) либо часть жилого помещения, благоустроенное (благоустроенные) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской.
Таким образом, согласно пункту 4.6. вышеуказанного постановления истцу - владельцу жилищного сертификата предоставлена возможность покупки на средства этого сертификата благоустроенного жилого помещения у любых лиц.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 30 июня 2021 года Ложкину Д.А. на основании распоряжения Правительства Пермского края N 143-РП "О предоставлении субсидий из бюджета Пермского края на приобретение (строительство) жилых помещений инвалидам и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", выдан жилищный сертификат N на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 796 122 руб.; срок предъявления сертификата к оплате до 30 марта 2022 года.
22 декабря 2021 года между Ложкиной Л.С. (продавец) и Ложкиным Д.А. (покупатель) был заключен договор купли-продажи жилого помещения (квартиры), предметом продажи которого являлась квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты"; по условиям договора жилое помещение продается покупателю за 850 000 руб, из которых 53 878 руб. передаются покупателем наличными денежными средствами продавцу при подписании договора, денежные средства в размере 796 122 руб. - путем перечисления продавцу базналичных денежных средств за счет средств бюджета Пермского края в сумме, выделенной в виде субсидии по жилищному сертификату о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения серии ИВ N 000015 от 30 июня 2021 года.
Право собственности Ложкина Д.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", зарегистрировано в установленном законом порядке.
При проверке представленных Ложкиным Д.А. документов отделом жилищной политики администрации Соликамского городского округа установлено, что договор заключен между близкими родственниками, приобретаемое жилое помещение расположено в аварийном жилом доме; письмом от 09 февраля 2022 года N 156 Ложкину Д.А. сообщено, что договор купли-продажи жилого помещения по адресу: "данные изъяты", расположенного в аварийном доме, не подлежит оплате за счет средств субсидии в форме жилищного сертификата серии N, поскольку не будут достигнуты цели предоставления дополнительных мер государственной поддержки (улучшение жилищных условий).
13 сентября 2021 года межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы города Соликамска Пермского края от 03 апреля 2019 года N 573-па, составлен акт обследования, в котором принято решение о выявлении оснований для признания жилых помещений дома, расположенных по адресу: Пермский край, "данные изъяты", пригодными (непригодными) для проживания, указанный дом включен в перечень домов на обследование специализированной организацией.
В соответствии с муниципальным контрактом N от 14 декабря 2021 года, заключенным между администрацией Соликамского городского округа и специализированной организацией ООО "Проектный комплекс "Интеграл", последним проведено обследование жилищного фонда на признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
По результатам обследования, проведенного ООО "Проектный комплекс", составлено заключение от 20 декабря 2021 года, из которого следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве; общее состояние конструкций здания, согласно ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" оценено как аварийное; жилой дом подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.
Постановлением администрации Соликамского городского округа Пермского края от 16 февраля 2022 года N 271-па многоквартирный дом N "данные изъяты" по "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу; определен срок сноса дома до 31 декабря 2030 года и срок отселения граждан и юридических лиц из указанного многоквартирного дома - до 31 декабря 2030 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение за счет средств жилищного сертификата не может быть приобретено владельцем такого сертификата у близкого родственника, приобретаемое жилое помещение должно быть благоустроенным. Установив, что Ложкин Д.А, реализуя право на приобретение жилого помещения за счет средств жилищного сертификата, заключил договор купли - продажи с матерью, приобретаемая Ложкиным Д.А. квартира по адресу: "данные изъяты" расположена в аварийном доме, суд пришел к выводу о законности отказа администрации Соликамского городского округа Пермского края в выплате денежных средств по жилищному сертификату, дополнительно отметив, что приобретение спорной квартиры не будет способствовать улучшению жилищных условий Ложкина Д.С.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ложкина Д.А, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановления Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", пришел к выводу о том, что Ложкину Д.А. как владельцу жилищного сертификата предоставлена возможность покупки на средства этого сертификата жилого помещения у любого лица, независимо от родственных связей; оценив представленные в материалы доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что на дату заключения договора купли - продажи между Ложкиной Л.С. и Ложкиным Д.А. жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" не был в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем у администрации Соликамского городского округа Пермского края не имелось законных оснований для отказа в перечислении средств по жилищному сертификату, выданному Ложкину Д.А, в счет оплаты приобретенной им квартиры по адресу: "данные изъяты"
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что приобретенная истцом квартира не отвечала требованиям пункта 4.6 Порядка, предусмотренного постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года N 21-п, на момент предоставления Ложкиным Д.А. договора купли-продажи у ответчика на основании заключения специализированной организации имелась информация о наличии оснований для признания жилых помещений дома, расположенных по адресу: "данные изъяты" непригодными для проживания, в последующем межведомственной комиссией принято решение о признании многоквартирного жилого дома N "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Пункт 7 (1) Положения предусматривает, что в случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Положения.
В соответствии с пунктом 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Как следует из содержания пункта 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
С учетом изложенного, наличие на момент заключения между Ложкиной Л.С. и Ложкиным Д.А. акта межведомственной комиссии обследования жилого помещения N 140 от 13 сентября 2021 года, заключения ООО "Проектный комплекс" по результатам обследования от 20 декабря 2021 года, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу "данные изъяты", в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве, общее состояние конструкций здания оценено как аварийное, жилой дом подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций, не свидетельствует о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке.
Принимая во внимание, что на момент заключения договора купли-продажи между Ложкиной Л.С. и Ложкиным Д.А. квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты" не была отнесена к аварийному жилищному фонду, у ответчика не имелось законных оснований для отказа Ложкину Д.А. в перечислении средств субсидии по жилищному сертификату в счет уплаты за указанное жилое помещение.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Соликамского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.