Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5502/2020 по иску Дербишевой Лидии Вахаевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургута Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о включении периодов работы в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении, возложении обязанности назначить пенсию, по кассационной жалобе Дербишевой Лидии Вахаевнына решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дербишева Л.В. обратилась в суд к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургута Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту УПФР в г. Сургуте Ханты - Мансийского автономного округа - Югры) о включении в специальный стаж в льготном исчислении (как год и шесть месяцев) периодов работы с 01 ноября 1999 года по 07 июля 2005 года медицинской сестрой хирургического отделения бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская клиническая травматологическая больница" (далее по тексту Сургутская клиническая травматологическая больница), с 03 апреля 2006 года по 01 декабря 2008 года медицинской сестрой палатной хирургического отделения Сургутской клинической травматологической больницы; возложении обязанности установить досрочно страховую пенсию с даты обращения за ее назначением с 09 июля 2018 года.
В обоснование требований указала, что решением УПФР в г. Сургуте Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 27 февраля 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности. При вынесении решения УПФР в г. Сургуте Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не включил в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении, как год и шесть месяцев, вышеуказанные период работы. С решением пенсионного фонда истец не согласна, так как считает, что документально подтвердила льготный характер работы.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 февраля 2021 года, исковые требования Дербишевой Л.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Дербишева Л.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 августа 2022 года произведена замена ответчика с УПФР в г. Сургуте Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югры (далее по тексту - ОПФР по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югры).
Лица, привлеченные к участию по делу, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Дербишева Л.В. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета 09 августа 1999 года.
03 февраля 2020 года Дербишева Л.В, "данные изъяты" года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 28 февраля 2020 года N 881 Дербишевой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности, установлен стаж медицинской деятельности - 26 лет 01 месяц 18 дней.
Из содержания решения от 28 февраля 2020 года N 881 следует, что в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж медицинской деятельности, в том числе в льготном исчислении, не включен период работы с 20 ноября 1998 года по 16 марта 2000 года в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком; в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж медицинской деятельности не включен период работы с 29 марта 2005 года по 18 июля 2006 года в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком; в страховой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж медицинской деятельности не включены периоды работы с 13 августа 2008 года по 26 августа 2008 года, с 12 января 2015 года по 18 января 2015 года, с 02 сентября 2017 года по 04 сентября 2017 года в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы.
Ответчиком, за исключением указанных периодов, включены в медицинский стаж периоды работы Дербишевой Л.В. с 01 ноября 1999 года по 07 июля 2005 года медицинской сестрой хирургического отделения Сургутской клинической травматологической больницы и с 03 апреля 2006 года по 01 декабря 2008 года медицинской сестрой палатной хирургического отделения Сургутской клинической травматологической больницы без применения льготного исчисления, то есть как один год работы за один год.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что работодатель в справе от 30 июля 2020 года не подтвердил льготный характера работы истца в спорный период; период нахождения Дербишевой Л.В. в отпуске по уходу за ребенком в период с 29 марта 2005 года по 18 июля 2006 года не подлежит включению в медицинский стаж, поскольку в связи с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившем в законную силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях; период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 13 августа 2008 года по 26 августа 2008 года не подлежат включению в медицинский стаж, поскольку в данный период Дербишева Л.В. не выполняла трудовые функции по охране здоровья населения; работа в должности медсестры хирургического отделения Сургутской клинической травматологической больницы не соответствует наименованию структурных подразделений медицинских учреждений (отделение операционное), указанным в постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для учета спорных периодов работы истца в льготном исчислении.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что спорные периоды работы истца в должности медицинской сестры хирургического отделения именно в стационаре не нашли своего подтверждения, поскольку в представленных штатных расписаниях отсутствует стационарное хирургическое отделение; Дербишевой Л.В. не представлено доказательств того, что в спорный период принимала постоянное участие в качестве операционной медсестры. Также судом апелляционной инстанции указано, что периоды нахождения Дербишевой Л.В. в отпусках по уходу за ребенком с 20 ноября 1998 года по 16 марта 2002 года и с 29 марта 2005 года по 18 июля 2006 года не подлежат включению в специальный медицинский стаж, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, имевшим место в периоде с 11 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с указанным постановлением среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены медицинские сестры, учреждения - больницы всех наименований.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается в стаж работа в должностях операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля стационаров, а также медицинской сестры перевязочных в отделениях определенного профиля.
Как правильно указали суды, работа истца в спорный период может быть зачтена в льготном порядке, если осуществлялась в отделении хирургического профиля стационара либо в отделении (палате, группе) анестезиологии-реанимации или реанимации и интенсивной терапии в соответствующей должности. Поскольку из материалов дела следует, что истец работала в стационаре хирургического отделения в должности медсестры палатной, а данная должность не предусмотрена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что заявленный период работы истца не подлежит включению в льготном исчислении.
Доводы кассационной жалобы о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 02 сентября 1993 года по 01 октября 1994 года в должности медсестры палатной отделения сосудистой и торкальной хирургии стационара травматологического центра в медико-санитарной части ПО "Сургутнефтегаз", периода работы с 01 октября 1994 года по 19 ноября 1998 года в должности медицинской сестры палатной хирургического отделения травмцентра, периода работы с 01 марта 1999 года по 31 октября 1999 года в должности медсестры палатной в хирургическом отделении травматологической больница и обязать назначить пенсию с 03 февраля 2020 года не подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции, поскольку данные требования ранее истцом не заявлялись поскольку указанные доводы истцом ранее не заявлялись и не были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой и апелляционной инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дербишевой Лидии Вахаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.