Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2069/2021 по иску Тронина Юрия Васильевича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 47" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации по Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда, процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 47" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области на решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тронин Ю.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 47 Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области" (далее по тексту - ИК-47, ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области), Министерству финансов Российской Федерации, в обоснование которого указал, что отбывал наказание в ИК-47, был привлечен к оплачиваемому труду. В последующем он направлен на лечение в ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области, ему выдавались и оплачивались ИК-47 листки нетрудоспособности. Однако приказом от 30 сентября 2020 года он был незаконно уволен, в связи с чем листки нетрудоспособности за период с 29 октября 2020 года по 18 июня 2021 года не были ему оплачены. После его обращения в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказ о его увольнении от 30 сентября 2020 года был отменен, как незаконный, листки нетрудоспособности были затребованы и оплачены. Полагает, что ИК-47 нарушены положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, ему не выплачены проценты в связи с несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности, в связи с чем просит взыскать в свою пользу компенсацию. Также несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности ему причинен моральный вред, который выразился в переживаниях, отсутствии возможности приобрести рекомендованное ему дополнительное питание, в связи с чем на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на взыскание в его пользу денежной компенсации морального вреда. Самостоятельно он расчеты произвести не может и полагает, что в его пользу подлежит взысканию общая сумма в размере 1 000 000 руб.
В ходе рассмотрения дела Синарским районным судом г. Каменск-Уральского Свердловской области к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области).
Решением Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены в части с ФКУ "Исправительная колония N 47 ГУФСИН России по Свердловской области" в пользу Тронина Ю.В. взысканы проценты за нарушение срока выплаты пособия по временной нетрудоспособности в сумме 2 519 руб. 30 коп, а также в счет денежной компенсации морального вреда 15 000 руб.; с ФКУ "Исправительная колония N 47 ГУФСИН России по Свердловской области" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 700 руб. Тронину Ю.В. возвращена из бюджета государственная пошлина в сумме 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 мая 2022 года, решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 декабря 2021 года отменено в части взыскания с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 47 Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области" в доход местного бюджета государственной пошлины. В остальной части решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 47" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Тронин Ю.В. осужден приговором Синарского районного суда г. Каменска-Уральского от 30 июля 2010 года к наказанию в виде лишения свободы, в том числе отбывал наказание в ИК-47.
На основании приказа исправительного учреждения от 15 сентября 2015 года N 156-ос Тронин Ю.В. привлечен к оплачиваемому труду по специальности швея.
23 октября 2018 года Тронин Ю.В. убыл на лечение в ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области, где ему выдавались листки нетрудоспособности, которые принимались ИК-47 и на основании которых за период до 29 октября 2020 года истцу начислялось и выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности.
Приказом от 30 сентября 2020 года N 253-ос Тронин Ю.В. был уволен 28 августа 2020 года.
По результатам проведенной на основании обращения Тронина Ю.В. проверки исполняющим обязанности Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ИК-47 были внесены представление и протест с требованием отменить как незаконный приказ от 30 сентября 2020 года N 253-ос в части увольнения осужденного Тронина Ю.В, принять меры к восстановлению Тронина Ю.В. на работе и оплате листков нетрудоспособности за весь период нахождения на лечении. В действиях исправительного учреждения были установлены нарушения статей 98, 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, увольнение осужденного в период его временной нетрудоспособности.
Представление и протест прокурора ответчиком в установленном порядке не были обжалованы, во исполнение требований указанного протеста прокурора приказом по ИК-47 от 04 июля 2021 года N 165-ос был отменен приказ от 30 сентября 2020 года N 253-ос "Об увольнении осужденного Тронина Ю.В.".
Выданные Тронину Ю.В. листки нетрудоспособности, несмотря на их направление в адрес ИК-47 ранее, до отмены приказа об увольнении истца к оплате не принимались и возвращались в адрес отправителя:
- лист нетрудоспособности N "данные изъяты" за период заболевания с 29 октября 2020 года по 09 декабря 2020 года поступил в январе 2021 года, был возвращен без оплаты 15 января 2021 года;
- лист нетрудоспособности N "данные изъяты" за период заболевания с 10 декабря 2020 года по 29 января 2021 года поступил в феврале 2021 года, был возвращен без оплаты 01 марта 2021 года;
- лист нетрудоспособности N "данные изъяты" за период заболевания с 30 января 2021 года по 12 марта 2021 года поступил в марте 2021 года, был возвращен без оплаты 05 апреля 2021 года.
В последующем указанные листки нетрудоспособности, а также листки нетрудоспособности N "данные изъяты" за период заболевания с 13 марта 2021 года по 23 апреля 2021 года, N "данные изъяты" за период заболевания с 24 апреля 2021 года по 18 июня 2021 года, поступили в ИК-47 30 июня 2021 года, были рассчитаны 01 июля 2021 года направлены в Фонд социального страхования и выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществлена Тронину Ю.В. на основании всех перечисленных пяти листков нетрудоспособности 19 июля 2021 года.
Разрешая спор и удовлетворяя частично требование о взыскании процентов в связи с несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 103, частью 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 Положения об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года N 727, статьями 11, 236, 183 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в связи с несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности N "данные изъяты", N "данные изъяты", N "данные изъяты" истец имеет право на получение компенсации в размере 2 519 руб. 30 коп.
Поскольку доказательств направления в адрес ИК-47 листков нетрудоспособности N "данные изъяты" и N "данные изъяты" ранее даты 30 июня 2021 года суду в ходе рассмотрения гражданского дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины исправительного учреждения в их несвоевременной оплате.
Установив, что ответчиком были допущены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в нарушении сроков оплаты листков нетрудоспособности, в результате чего Тронин Ю.В. незаконно был лишен части источника своего дохода, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, период невыплаты сумм, учитывая принципы разумности и справедливости, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика ИК-47 в пользу Тронина Ю.В. в качестве компенсации морального вреда 15 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 47 Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области" в доход местного бюджета государственной пошлины в сумме 700 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о взыскании процентов в связи с несвоевременной оплатой листков нетрудоспособности, компенсации морального вреда, их размере.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания государственной пошлины с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 47 Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Свердловской области" и отказывая во взыскании пошлины, суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом 19 пункта 1 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктами 1, 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, указал, что ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области входит в структуру Главного управления исполнения наказаний по Свердловской области и по настоящему делу выступает как государственный орган, наделенный государственно-властными полномочиями по обеспечению исполнения уголовного наказания, следовательно, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
В силу части 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года N 727 "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.
Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) и обязанность (статьи 11 и 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Из толкования указанных правовых норм следует, что правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбывания наказания в виде лишения свободы, регулируются нормами трудового и уголовно-исполнительного законодательства.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда первой инстанции в неотмененной части и выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Довод кассационной жалобы о том, что нормы трудового права, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, не распространяется на осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в связи с чем положения статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающие увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности, к рассматриваемому случаю не применяются, не влечет отмену судебных постановлений, поскольку законность увольнения истца к предмету настоящего спора не относится. Кроме того, судами правильно отмечено, что своими действиями по отмене приказа от 30 сентября 2020 года N 253-ос "Об увольнении осужденного Тронина Ю.В." исправительное учреждение ИК-47 подтвердило незаконность увольнения истца и отказ в оплате листков нетрудоспособности за весь период нахождения истца на лечении в нарушение положений статей 98, 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что Тронин Ю.В. находится на листке временной нетрудоспособности с октября 2018 года по настоящее время, период его нетрудоспособности превышает допустимые установленные приказом Минздрава России от 01 сентября 2020 года N 925н 12 месяцев, вопрос об установлении осужденному инвалидности, в связи с заболеванием туберкулезом, медицинским учреждением также не решен, не опровергает правильности выводов судов о том, что лист нетрудоспособности за период заболевания с 29 октября 2020 года по 09 декабря 2020 года, лист нетрудоспособности N "данные изъяты" за период заболевания с 10 декабря 2020 года по 29 января 2021 года, лист нетрудоспособности N "данные изъяты" за период заболевания с 30 января 2021 года по 12 марта 2021 года подлежали оплате.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не учтены факты поступления листка нетрудоспособности осужденного Тронина Ю.В. N "данные изъяты" с указанием "приступить к работе с 28 августа 2020 года", дата поступления в ФКУ ИК-47 24 сентября 2020 года, после поступления в Учреждение вышеуказанного документа был издан приказ от 30 сентября 2020 года N 253-ос "Об увольнении осужденного Тронина Ю.В."; 19 октября 2020 года в ФКУ ИК-47 поступил листок нетрудоспособности осужденного Тронина Ю.В. N "данные изъяты" с указанием периода временной нетрудоспособности с 28 августа 2020 года по 09 октября 2020 года, в настоящее время листы временной нетрудоспособности рассчитаны истцу, направлены на оспаривание правильности выводов судов, в связи с чем основанием для отмены судебных постановлений не являются.
Довод кассационной жалобы о том, что в данном случае не доказан факт причинения нравственных и физических страданий, понесенных истцом, а так связь между неправомерными действиями ответчика и наступившими последствиями для истца, является необоснованным.
Выводы судов о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда и о размере компенсации морального вреда аргументированы. Суды обосновали размер компенсации с учетом оценки всех юридически значимых по делу обстоятельств.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 09 декабря 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N47" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.