Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1362/2022 по иску Падергина Александра Викторовича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 23 о признании решения незаконным, взыскании компенсации расходов на погребение реабилитированного лица, по кассационной жалобе Падергина Александра Викторовича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Падергин А.В. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N23 (далее - Управление социальной политики N23) о признании решения от 20 октября 2021 года N12/2016 об отказе в выплате компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица незаконным; взыскании компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица в размере 126 038 руб. 73 коп.
В обоснование иска указал, что 30 августа 2021 года умер его отец - "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения, имевший статус лица, подвергшегося политическим репрессиям и реабилитированного. В связи со смертью близкого человека, Падергиным А.В. понесены расходы на погребение в сумме 47 250 руб. 18 октября 2021 года Падергин А.В. обратился в Управление социальной политики N 23 с заявлением о возмещении понесенных расходов, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области". Ответчик произвел выплату компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица в размере 23 211 руб. 27 коп, за вычетом социального пособия на погребение (7 388 руб. 73 коп.), полученного истцом через территориальный орган пенсионного органа. 20 октября 2021 года Падергин А.В. повторно обратился в Управление социальной политики N23 с заявлением о возмещении понесенных расходов на приобретение памятника в размере 102 000 руб. Оспариваемым решением, оформленным протоколом от 20 октября 2021 года N12/2016, Падергину А.В. отказано в выплате компенсации расходов по приобретению памятника, поскольку указанные расходы не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный законом. Полагая, что отказ в возмещении фактически понесенных расходов на погребение реабилитированного лица является незаконным, Падергин А.В. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года исковые требования Падергина А.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Падергин А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, третье лицо, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Падергин А.В. является сыном "данные изъяты" года рождения, признанного реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
30 августа 2021 года "данные изъяты" умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 01 сентября 2021 года.
18 октября 2021 года Падергин А.В. обратился в Управление социальной политики N23 с заявлением о назначении компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, представив в подтверждение несения таких расходов квитанцию от 30 августа 2021 года N027740, выданную индивидуальным предпринимателем Галеевым Б.Р. и кассовые чеки от 30 августа 2021 года на сумму 47 250 руб, согласно которым истцом понесены расходы по следующим видам услуг: принадлежности: гроб - 5 800 руб, подушка - 500 руб, защелки - 500 руб, покрывало - 800 руб, церковный набор - 150 руб.; услуги работников ритуальной службы: услуги бригады - 5000 руб.; услуги по подготовке тела умершего к захоронению: предпохоронная подготовка умершего - 5500 руб, бритье - 1000 руб.; услуги агента ритуальной службы: оформление документов - 2000 руб.; прочие услуги: кремация - 18000 руб.; дополнительное сервисное обслуживание: панихида, прощание в траурном зале - 3000 руб.; услуги катафального транспорта: катафалк - 5000 руб.
Решением Управления социальной политики N23, оформленным протоколом от 20 октября 2021 года N12/204-Е/1 Падергину А.В. компенсированы расходы в размере 23 211 руб. 27 коп, согласно перечня: гроб - 5 800 руб, подушка - 500 руб, защелки - 500 руб, покрывало - 800 руб, кремация - 18000 руб.; катафалк - 5000 руб, всего на сумму 30 600 руб, за вычетом социального пособия на погребение в размере 7 388 руб. 73 коп, полученного истцом через территориальный орган пенсионного органа.
20 октября 2021 года Падергин А.В. повторно обратился в Управление социальной политики N23 с заявлением о назначении компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, представив в подтверждение несения таких расходов квитанцию от 12 октября 2021 года N021412, выданную индивидуальным предпринимателем Галеевым Б.Р, кассовый чек от 12 октября 2021 года на сумму 102 000 руб, на оплату памятника, а также акт выполненных работ от 12 октября 2021 года по захоронению урны, изготовлению и монтажу надгробного знака.
Оспариваемым решением, оформленным протоколом от 20 октября 2021 года N12/2016, Падергину А.В. отказано в выплате компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица, на основании подпункта 3 пункта 5 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N1178-ПП, поскольку указанные расходы не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный законом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области", Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N1178-ПП, постановления главы г. Екатеринбурга от 02 марта 2009 года N443 "О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании "город Екатеринбург", а также установленными по делу фактическими обстоятельствами, исходил из того, что истец, понесший расходы на погребение "данные изъяты", имеющего статус реабилитированного лица, имеет право на получение компенсации таких расходов лишь в пределах гарантированного перечня услуг по погребению, установленного федеральным законом, к каковым церковный набор, услуги бригады без их конкретизации, предпохоронная подготовка умершего, бритье, оформление документов как услуги агента, панихида, прощание в траурном зале, изготовление и установка надгробного памятника (надмогильного сооружения) не относятся, в связи с чем отсутствуют установленные законом основания для компенсации соответствующих расходов.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился.
Также руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд апелляционной инстанции указал, что церковный набор; услуги бригады без их конкретизации; предпохоронная подготовка умершего, бритье; оформление документов как услуги агента; панихида, прощание в траурном зале вопреки мнению истца не относятся к гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренному статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", в связи с чем, отсутствуют установленные законом основания для компенсации соответствующих расходов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что правильность вывода суда о невозможности отнесения расходов на изготовление и установку надгробного памятника к расходам, необходимым для погребения, а надгробного памятника - к надгробному знаку, также подтверждается постановлением главы г. Екатеринбурга от 02 марта 2009 года N443 "О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании "город Екатеринбург", согласно которому, надгробный знак, предоставляемый на территории муниципального образования "г.Екатеринбург" в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, - это устанавливаемая на могиле на металлической стойке металлическая табличка с указанием необходимой информации об умершем, а поскольку фактически заявленные истцом к возмещению расходы в остальной сумме (102 000 руб.), не связаны с приобретением надгробного знака, а понесены на изготовление и установку памятника (надмогильного сооружения), который не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, то предусмотренных законом оснований для такой компенсации также не имеется.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Настаивая на отмене состоявшихся по делу судебных актов, в кассационной жалобе Падергин А.В. повторяет доводы апелляционной жалобы и указывает, что компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти); предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак); перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) и единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при представлении таким лицом всех необходимых документов), является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию расходов на погребение умершего реабилитированного лица.
Указывает, что положения закона не содержат каких-либо ограничений, связанных с характеристиками надгробного знака на могиле (металлическая табличка или памятник из камня). Полагает, что все оказанные услуги по погребению входят в гарантированный перечень.
Таким образом, указанные доводы кассационной жалобы Падергина А.В. сводятся к тождественности понятий "надгробный знак" и "надгробный памятник", однако они отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном субъективном толковании заявителем норм материального права.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области действует Закон от 25 ноября 2004 года N191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области" (далее - Закон от 25 ноября 2004 года N191-ОЗ).
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 2 указанного закона, в случае смерти реабилитированного лица лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 % расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
Рассмотрение территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплата этой компенсации осуществляются в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N1178-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации (далее - Порядок от 28 декабря 2004 года N1178-ПП).
Пунктом 5 названного Порядка установлены основания для отказа в назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, в том числе если: расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 этого же Порядка, выплата компенсации расходов на оплату услуг по погребению осуществляется единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором управлением социальной политики было принято решение о назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, с учетом выплаты социального пособия на погребение.
В соответствии с постановлением главы Екатеринбурга от 02 марта 2009 года N443 "О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании "город Екатеринбург", принятым в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N8 "О погребении и похоронном деле", услуга по оформлению документов, необходимых для погребения, включает в себя получение свидетельства о смерти, справки о смерти (форма N11); услуга по предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, включает в себя предоставление гроба, надгробного знака, их доставка в пределах населенного пункта (гроб стандартный нестроганый, изготовленный из пиломатериалов или комбинированного материала (из древесно-волокнистых плит и пиломатериалов); табличка металлическая с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), даты рождения, даты смерти и регистрационного номера; стойка металлическая; погрузка гроба в транспортное средство; доставка гроба в место нахождения умершего в пределах муниципального образования "город Екатеринбург"); перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) включает транспортировку только тела (останков) умершего от места хранения на кладбище (в крематорий) в пределах муниципального образования "город Екатеринбург" без дополнительных остановок и заездов по какой-либо необходимости и в отсутствие сопровождающих лиц; погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) включает в себя рытье могилы, забивание крышки гроба, опускание его в могилу, устройство холма и установка надгробного знака; при кремации тела (останков) умершего - предание тела (останков) умершего огню с последующей выдачей урны с прахом.
Таким образом, надгробный знак, предоставляемый на территории г. Екатеринбурга в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, - это устанавливаемая на могиле на металлической стойке металлическая табличка с указанием необходимой информации об умершем.
Как установлено судом и из материалов дела следует, на месте захоронения "данные изъяты" был установлен гранитный памятник.
С учетом изложенного, вопреки позиции истца, заявленные к возмещению расходы на погребение в размере 126 038 руб. 73 коп, в том числе расходы на установление надгробного знака в виде памятника к расходам на погребение, подлежащим возмещению за счет средств бюджета в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", Порядком, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП, постановлением главы Екатеринбурга от 02 марта 2009 года N443 "О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании "город Екатеринбург", не относятся.
Установив, что фактически заявленные истцом к возмещению расходы не связаны с приобретением надгробного знака, а понесены на изготовление и установку памятника (надмогильного сооружения), не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Падергина А.В. о признании решения Управления 20 октября 2021 года N12/2016 незаконным и взыскания расходов, связанных с приобретением надгробного памятника.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, подвержены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца, выражающее несогласие с выводами судов не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на субъективном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 09 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Падергина Александра Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.