Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Сопубекова Урмата Эргешбековича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июня 2022 года, вынесенные по гражданскому делу N2-540/2022 по иску Сопубекова Урмата Эргешбековича к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о возложении обязанности выдать уведомление о заключении договора социального найма жилого помещения с приложением решения о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сопубеков У.Э. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о возложении обязанности выдать в срочном порядке уведомление, содержащее предложение заключить договор социального найма жилого помещения с приложением решения о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указано, что 17 декабря 2014 года приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени Сопубеков У.Э. был признан малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 1 человек. В соответствии с пунктом 3 постановления Администрации города Тюмени от 21 августа 2018 года N455-пк к истцу подлежат применению положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, устанавливающие, что муниципальная услуга по предоставлению жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; результатом предоставления муниципальной услуги является уведомление, содержащее предложение заключить договор социального найма жилого помещения, с приложением решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, срок предоставления муниципальной услуги не может превышать 30 рабочих дней. 12 июля 2021 года истец направил в адрес ответчика претензию с требованием пригласить его для подписания договора социального найма и предоставления квартиры, до настоящего времени договор социального найма не подписан, жилое помещение не предоставлено. Поскольку к спорным правоотношениям закон никакой очередности не предусматривает, истец считает действия ответчика незаконными и необоснованными.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 20 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 08 декабря 2014 года Сопубеков У.Э, с составом семьи 1 человек признан малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
12 июля 2021 истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо с требованием направить истцу уведомление с приглашением подписать договор социального найма и передать квартиру.
На данное претензионное письмо 12 августа 2021 года в адрес истца был направлен ответ с разъяснением порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма и указан номер в очереди по состоянию на 11 августа 2021 года.
Суд первой инстанции, руководствуясь частями 1, 2 статьи 49, частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Сопубекова У.Э, указав, что материалы учетного дела в отношении истца не содержат сведений и документов о том, что он имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, либо о том, что он стоит первым в очереди на предоставление жилья.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Оспаривая законность обжалуемых судебных актов, заявитель указывает, что в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Тюмени от 18 сентября 2017 года N553-пк истцу должно быть направлено предложение о заключении договора социального найма, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "малоимущие", при этом никакой очереди к данным правоотношениям закон не предусматривает.
Указанные доводы подлежат отклонению в связи с неверным толкованием норм материального права.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Установив, что истец относится к категории граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении в установленном законом порядке, вместе с тем, очередь на получение жилого помещения у истца не подошла, Сопубеков У.Э. не относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка заявителя на Постановление администрации г. Тюмени от 18 сентября 2017 года N 553-пк не состоятельна, поскольку, как следует из указанного постановления, муниципальная услуга по предоставлению жилого помещения оказывается в случае наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сопубекова Урмата Эргешбековича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.