Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Красношапки В.Б. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-109/2021 по кассационной жалобе представителя административного истца Гаврилова Юрия Владимировича на решение Солнечногорского гарнизонного военного от 17 декабря 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 марта 2022 г. по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Рахматшоева Анвара Мирзоалиевича об оспаривании решения начальника филиала "данные изъяты" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал "данные изъяты" ФГАУ "Росжилкомплекс") об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выступление представителя административного истца Гаврилова в поддержку доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, в удовлетворении вышеназванного административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 4 июля 2021 г, представитель административного истца просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование, ссылаясь на общую продолжительность военной службы Рахматшоева в "данные изъяты", которая составляет более 20 лет, он утверждает о наличии у последнего оснований для признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом в избранном месте жительства в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
Вывод судов о том, что одним из основных условий обеспечения военнослужащего жилым помещением является достижение им установленной продолжительности военной службы только в Вооружённых Силах Российской Федерации, автор жалобы считает ошибочным и не основанным на нормах материального права. По мнению представителя, основными условиями признания административного истца и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях является необеспеченность их жилым помещением по договору социального найма и отсутствие у них жилых помещений в собственности.
Далее, ссылаясь на отдельные положения международных соглашений и договоров, заключенных между Российской Федерацией и "данные изъяты", а также между Российской Федерацией и "данные изъяты", по вопросам прохождения гражданами военной службы, пенсионного обеспечения военнослужащих и представления им социальных льгот и гарантий, представитель административного истца настаивает на том, что период прохождения Рахматшоевым А.М. военной службы в Вооруженных Силах "данные изъяты" подлежит учету, в том числе при реализации им права на жилищное обеспечение.
Гаврилов Ю.В. отмечает, что судами без должной оценки оставлены установленные судами обстоятельства, подтверждающие наличие у административного истца общей продолжительности военной службы более 20 лет в Вооруженных силах Российской Федерации и "данные изъяты", в связи с чем ему установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере, предусмотренном для такой выслуги, а также награждение медалью Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты".
В заключение жалобы ее автор обращает внимание на то, что ФГАУ "Росжилкоплекс" не являлся уполномоченным органом, принявшим оспариваемое решение, поскольку решением Солнечногорского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2020 г. обязанность по рассмотрению вопроса о принятии Рахматшоева А.М. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, была возложена на заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Рахматшоев А.М, являясь "данные изъяты", призван на военную службу в "данные изъяты"
Заключив контракт о прохождении военной службы с "данные изъяты", административный истец поступил в "данные изъяты" военное училище тыла, обучение в котором закончил в ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ему приказом "данные изъяты" воинского звания " "звание"".
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было приобретено гражданство Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Рахматшоев А.М. проходил военную службу в "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа "данные изъяты" Рахматшоев А.М. уволен с военной службы по семейным обстоятельствам.
27 декабря 2007 г. административным истцом заключён первый контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы, которую он проходит по настоящее время в войсковой части N..
11 декабря 2018 г. Рахматшоев А.М. обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания по избранному в связи с увольнением с военной службы.
Решением ДЖО МО РФ от 8 июня 2020 г. в удовлетворении заявления Рахматшоева А.М. отказано.
Согласно решению Солнечногорского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2020 г. указанное решение жилищного органа признанно незаконным и на жилищный орган возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления Рахматшоева А.М.
По итогам повторного рассмотрения заявления административного истца решением начальника филиала "данные изъяты" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 23 августа 2021 г. Рахматшоеву А.М. вновь отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по причине наличия у него общей продолжительности военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации менее 20 лет.
В обосновании принятого решения жилищный орган указал на то, что период прохождения административным истцом военной службы в "данные изъяты" не подлежит учету при решении вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Полагая свои права нарушенными, Рахматшоев А.М. обратился в Солнечногорский гарнизонный военный с административным иском, в котором просит отменить вышеназванное решение филиала "данные изъяты" ФГАУ "Росжилкомплекс".
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Как следует из п. 5 статьи 2 Федерального закона, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
При этом в соответствии п. 3 ст. 2 названного Федерального закона за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом определен конкретный круг субъектов, на которых распространяются его положения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации
Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что для реализации военнослужащим - гражданином права на получение жилого помещения законодателем в рамках предоставленной ему дискреции введены требования, соблюдение которых необходимо для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями либо денежными средствами на их приобретение или строительство.
Одним из требованием, соблюдение которого необходимо для возникновения права на жилищное обеспечение (при условии нуждаемости в нем), является наличие определенной законом общей продолжительности военной службы. С учетом основания увольнения требуемая продолжительность службы снижается.
Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 28 июня 2018 г. N 1571-О, от 14 декабря 2021 г. N 2648-О, из которой следует, что принимая во внимание особенности военной службы федеральный законодатель предусмотрел в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" специальную систему обеспечения военнослужащих жильем, учитывающую при установлении конкретных жилищных гарантий общую продолжительность военной службы (10 лет и более или 20 лет и более).
Подобное правовое регулирование, соответствующее конституционному принципу справедливости и учитывающее особенности военной службы, предусмотренные Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", само по себе какие-либо конституционные права не нарушает.
В соответствии со ст. 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", действовавшего до 1 апреля 1998 года, гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жильем, только до окончания переходного периода. В силу ст. 56 данного Закона Российской Федерации и п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31 декабря 1994 года.
Согласно пункту 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", разъяснявшего вопросы исполнения вышеуказанного закона, граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняли правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же закрепленных в данном Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохранялось только до 31 декабря 1994 года.
После 31 декабря 1994 года вопрос об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР, при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит требованиям части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Как следует из установленных по делу обстоятельств, Рахматшоев А.М, являясь "данные изъяты", поступил на военную службу в ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", которую проходил до 2006 года, то есть относился к той категории лиц, которые не имеют права на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.
Приобретя в 2002 году гражданство Российской Федерации и заключив в 2007 г. контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, административный истец приобрел статус военнослужащего, на которого распространяются права, социальные гарантии и компенсации, в том числе право на жилищное обеспечение, которые подлежит реализации в порядке, предусмотренном Федеральном законом.
Учитывая изложенное, разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций верно истолковали примененные нормы материального права, анализ которых позволил прийти к обоснованному выводу о том, что на момент обращения в жилищный орган Рахматшоев А.М. общей продолжительности военной службы - 20 лет и более в Вооруженных Силах Российской Федерации не имел, а период военной службы в "данные изъяты" зачету для обеспечения жильем не подлежит ввиду отсутствия правовых оснований. В связи с чем суды правильно отказали ему в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, а также соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 апреля 2011 г. N 514-О-О, согласно которой из Конституции Российской Федерации не вытекает обязанность государства обеспечивать жилыми помещениями в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, тех лиц, которые не признаются военнослужащими Российской Федерации в силу того, что после распада СССР они стали проходить военную службу не в Российской Федерации, а в другом государстве и не уволились с нее в течение соответствующего переходного периода (до 31 декабря 1994 г.).
Что касается ссылки автора жалобы на отдельные соглашения и договора заключенные между Российской Федерацией и государствами - "данные изъяты", а также между Российской Федерацией и "данные изъяты", то вопреки его позиции, данными соглашениями не регулируются особой порядок обеспечения жилыми помещениями граждан ранее проходивших военную службу в Вооружённых Силах "данные изъяты" и поступивших на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации после указанной даты.
В свою очередь из анализа Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - "данные изъяты", заключённого 15 мая 1992 г. и Соглашения между "данные изъяты" и Министерством обороны Российской Федерации о порядке прохождения военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы, заключенного 19 августа 1993 г. на которые ссылается заявитель, следует, что период прохождения военной службы военнослужащими в государстве-участнике принимается для установления им права на пенсию за выслугу лет.
Аналогичные выводы содержатся в Определении "данные изъяты" от 19 марта 2012 г. " "данные изъяты"". При этом каких-либо предписаний о том, что указанные периоды военной службы подлежат учету при реализации права на жилищное обеспечение, вышеназванные Соглашения не содержат.
Вопреки соответствующему доводу жалобы, приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2020 г. уполномоченным органом в сфере реализации жилищных прав военнослужащих находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации является ФГАУ "Росжилкомплекс", который исходя из предмета и целей своей деятельности, вправе был принять оспариваемое решение.
Наличие же у административного истца медалей " "данные изъяты"" соответствующей степени не является определяющим условием при разрешении вопросов о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Таким образом, доводы автора кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспоренных по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 марта 2022 г. оставить без изменений, а кассационную жалобу представителя административного истца Гаврилова Ю.В. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 13 сентября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи В.Б. Красношапка
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.