Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу начальника Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Абакумова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 4 августа 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 21 октября 2021 года, вынесенные в отношении главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Татьяны Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды - начальника Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области N229/28.МО-02.9/806/ПП/2021 от 22 июня 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Т.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 4 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ростовского областного суда от 21 октября 2021 года, указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить состоявшиеся в отношении главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Т.В. по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, направить дело на новое рассмотрение в районный суд.
Лачугина Т.В. и прокурор Тацинского района Ростовской области, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанный выше судебный акт, возражения на указанную жалобу не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Т.В. производства по делу об административном правонарушении) установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Основанием для возбуждения в отношении главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Т.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном названной выше нормой, послужили изложенные постановлении прокурора Тацинского района Ростовской области обстоятельства, выявленные в результате проведенной прокуратурой Тацинского района Ростовской области проверки по фактам того, что на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Ковылкинскому сельскому поселению Ростовской области, по адресам: Ростовская область, Тацинский район, х. Ковылкин, примерно в 1 км от ориентира по направлению на север, с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения; Ростовская область, Тацинский район, х. Луговой, примерно в 0, 5 км от ориентира по направлению на юг, с кадастровым номером N, площадью 2500 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения; Ростовская область, Тацинский район, х. Луговой, примерно в 4 км от ориентира по направлению на юг, с кадастровым номером N, площадью 5000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, размещены отходы производства и потребления, твердые коммунальные отходы в виде пластиковых и полиэтиленовых упаковок, битого стекла и другие твердые коммунальные отходы, строительные отходы в виде битого камня, кирпича, асбестового шифера, строительного леса в форме обрезной и необрезной доски; твердое водонепроницаемое покрытие земельных участков отсутствует, чем нарушены требования статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункты 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 215, 216 СанПин 2.1.3684-21.
Рассматривая поступивший материал и прекращая производство по делу, старший государственный инспектор Ростовской области в области окружающей среды, начальник Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области пришел к выводу о том, что администрация Ковылкинского сельского поселения Тацинского района непосредственной хозяйственной деятельности по обращению с отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов) не осуществляет, следовательно, в бездействии главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Т.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение в административный орган, судья районного суда, с выводами которого согласился судья областного суда, исходил из того, что земельные участки, на которых расположены отходы, принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района, при этом согласно статьям 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, а также городского округа относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленение территории.
Оснований не согласиться с выводами судей нижестоящих судов не имеется.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.
В части 1.1 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" определено, что к вопросам местного значения сельского поселения на территории Ростовской области отнесены вопросы, предусмотренные пунктом 18 части 1 стати 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Исходя из пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровым номером N, площадью 10000 кв.м, по адресу: "адрес", примерно в 1 км от ориентира по направлению на север; с кадастровым номером N, площадью 2500 кв.м. по адресу: "адрес", примерно в 0, 5 км от ориентира по направлению на юг; с кадастровым номером N по адресу: "адрес", примерно в 4 км от ориентира по направлению на юг, принадлежат на праве собственности Ковылкинскому сельскому поселению "адрес", в связи с чем администрация поселения, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, не освобождена от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от отходов.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен в один год.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении главы Ковылкинского сельского поселения Ростовской области Лачугиной Т.В. производства по делу об административном правонарушении, имели место 21 апреля 2021 года, на момент вынесения решения о направлении дела на новое рассмотрение срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьями нижестоящих судов допущены существенные нарушения, которое носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 4 августа 2021 года и решение судьи Ростовского областного суда от 21 октября 2021 года, вынесенные в отношении главы администрации Ковылкинского сельского поселения Тацинского района Лачугиной Татьяны Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Абакумова А.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Брегвадзе С.Ю. N 12-115/2021
судья областного суда Полякова Е.А. N 11-2028/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-2193/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.