Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу генерального директора ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" Миннахмедова А.М. на определение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" об оспаривании представления органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителей ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" Коренькова А.Н, Куртияна Я.О. и Колесникова А.В, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
генеральный директор ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" Миннахмедов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании представления Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 сентября 2021 года.
Определением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2022 года, производство по административному делу прекращено.
В кассационной жалобе, поданной генеральным директором ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" Миннахмедовым А.М. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 10 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 июля 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителей ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" Коренькова А.Н, Куртияна Я.О. и Колесникова А.В, настаивавших на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, инспектором Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" выявлен факт совершения названным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28 сентября 2021 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению указанного административного правонарушения.
Полагая указанное представление незаконным, генеральный директор ООО "Нефтяная компания "Приазовнефть" Миннахмедов А.М. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно статье 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 218 названного Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 приведенного Кодекса суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, регламентировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Нормы приведенной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают отдельного порядка обжалования представления по делу об административном правонарушении, которое неразрывно связано с конкретным делом об административном правонарушении. В данном случае представление не может быть предметом самостоятельного обжалования.
Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.
В рассматриваемом представлении отражены обстоятельства, установленные в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что обжалуемое представление подлежит оценке при рассмотрении вопроса о совершении административного правонарушения в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о прекращении производства по делу.
Доводы заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права при подготовке дела к слушанию подлежат отклонению.
Суд первой инстанции 25 ноября 2021 года, установив подготовленность дела к судебному разбирательству, вынес соответствующее определение.
Согласно протоколу судебного заседания от 25 ноября 2021 года, лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились.
Обоснованно установив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Прочие доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.