Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кушнарева А.С, действующего в интересах Осмакова Е.В, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Осмакова Е.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Осмаков Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, оформленное протоколом от 4 декабря 2019 года в части включения Осмакова Е.В. в список очередности граждан, не имеющих оснований на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта.
Просил обязать Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым восстановить его под номером 304 в реестре граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и выдать Осмакову Е.В. выписку из указанного реестра.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Осмакова Е.В. по доверенности Кушнаревым А.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 24 июня 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 1 августа 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 4 августа 2007 года между Осмаковым Е.В. и Петровой А.А. зарегистрирован брак.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года N 169 сформирован реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Пунктом 4.7 данного постановления предусмотрено, что гражданин считается включенным в Реестр после его утверждения Советом министров Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2016 года N 956-р утвержден Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее - Реестр). В указанный Реестр под номером 304 включен Осмаков Е.В.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 9 августа 2019 года, полученной Государственным комитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым, Осмаковой А.А. на основании договора дарения от 18 января 2018 года принадлежит 45/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Симферополь, ул. Битумная, 114, площадью 710 кв. м, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
По результатам заседания Комиссии, которое состоялось 4 декабря 2019 года, принято решение об отсутствии у Осмакова Е.В. оснований для включения в Список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, ввиду наличия иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома.
Решение Комиссии оформлено протоколом от 4 декабря 2019 года (пункт 2 повестки дня). Правовым основанием для принятия оспариваемого решения в части исключения административного истца из списка граждан по Симферопольскому району, послужили положения пункта 3.4.7 Порядка.
Информация относительно принятого административным ответчиком решения доведена до сведения Осмакова Е.В. в письме Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым от 8 сентября 2021 года.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в состав Российской Федерации новых субъекты - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N66-ЗРК) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно статье 1 Закона N 66-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015 предусмотрено, что действие настоящей статьи распространяется на граждан Российской Федерации, включенных в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона (далее - Реестр).
Порядок ведения Реестра утверждается Советом министров Республики Крым.
Предоставление указанным в настоящей статье гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется однократно по месту подачи указанными гражданами заявлений в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
В случае отсутствия в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования земельных участков применяется норма пункта 2-1 части 3 статьи 6 настоящего Закона.
Частью 2 статьи 22.2 Закона N 66-ЗРК/2015 установлено, что право на бесплатное получение земельного участка в собственность указанным в части 1 настоящей статьи гражданам предоставляется при совокупности следующих условий: 1) наличие по состоянию на 18 марта 2014 года гражданства Украины; 2) наличие гражданства Российской Федерации; 3) постоянное проживание на территории Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о включении в Реестр; 4) отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома (в отношении указанных граждан не принимались решения о предоставлении (передаче) земельных участков на территории Республики Крым для строительства жилого дома либо решения, в соответствии с которыми возможно завершение оформления прав на земельный участок для строительства жилого дома в соответствии с законодательством Российской Федерации); 5) гражданином, его супругом(ой) и несовершеннолетними детьми не осуществлялось отчуждение земельного участка, находящегося на территории Республики Крым, после 18 марта 2014 года; 6) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Для целей настоящего пункта не учитываются нарушения законодательства Российской Федерации, при использовании предоставляемого в соответствии с настоящей статьей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на получение находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым (часть 2 статьи 6 Закона N 66-ЗРК/2015).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 41 утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения - 4 декабря 2019 года).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что списки очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (далее - Список) формируются и ведутся органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений (далее - уполномоченные органы) по месту жительства граждан, категории которых установлены статьей 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
В силу пункта 2.2.1 Порядка уполномоченный орган осуществляет проверку принадлежности заявителя к льготной категории и его соответствия условиям предоставления земельного участка в соответствии со статьей 5 Закона путем направления межведомственных запросов.
Информация относительно наличия у заявителя, его супруга(и) и несовершеннолетних детей, а также для многодетных семей - у совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания заявителя и его детей: иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома; в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома; отчужденного недвижимого имущества, в том числе земельного участка, представляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и органами технической инвентаризации в порядке межведомственного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Порядка уполномоченный орган обеспечивает надлежащее ведение Списков. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней после поступления информации, содержащей основания для исключения гражданина из Списка, предусмотренные пунктом 3.3 настоящего раздела, принимает решение об исключении гражданина из Списка и направляет его в течение 5 рабочих дней заявителю.
Согласно пункту 3.3 Порядка гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа в следующих случаях: 1) утраты им оснований, дающих право в соответствии с Законом на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, бесплатно в собственность (аренду), в том числе: выявления оснований для отказа в получении земельного участка в соответствии с Законом; выявления факта регистрации по месту жительства в другом муниципальном районе, городском округе Республики Крым, другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации; получения жилого помещения на условиях социального найма; 2) выявления в представленных им документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; 3) выявления отсутствия оснований для включения в Список; 4) отсутствия согласия на получение предложенного земельного участка, в случае если вид разрешенного использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования, указанному в Заявлении; 5) смерти либо признания его безвестно отсутствующим или умершим; 6) обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением об исключении из Списка; 7) при наличии его включенным в несколько Списков.
На основании подпункта 3.4.6 Порядка в течение десяти календарных дней со дня получения от Госкомитета соответствующих материалов Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, созданная в соответствии с распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года N31-рг, рассматривает их и по результатам их рассмотрения принимает одно из следующих решений: о наличии оснований для включения граждан в Список; об отсутствии оснований для включения граждан в Список.
В силу подпункта 3.4.7 пункта 3.4 Порядка решение об отсутствии оснований для включения граждан в Список принимается Комиссией в случаях: непредставления гражданами в Госкомитет документов, послуживших основанием для включения в Список, в течение тридцати календарных дней со дня получения ими письма-уведомления; представления гражданами в Госкомитет неполного пакета документов, предусмотренных подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Порядка; выявления в представленных гражданами документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список; недостижения совершеннолетия лицом, включенным в Реестр, по состоянию на 18 марта 2014 года.
Согласно подпункту 3.4.8 пункта 3.4 Порядка решение Комиссии оформляется протоколом и в течение десяти календарных дней с момента принятия подлежит направлению в Госкомитет и уполномоченный орган (с указанием почтовых адресов граждан, в отношении которых принято решение об отсутствии оснований для включения их в Список).
Исходя их подпункта 3.4.9 пункта 3.4 Порядка решение Комиссии об отсутствии оснований для включения граждан в Список является основанием, для принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из Списка.
В силу подпункта 3.4.10 пункта 3.4 Порядка решение уполномоченного органа об исключении гражданина из Списка в течение пяти календарных дней со дня принятия направляется гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Распоряжением Главы Республики Крым от 18 июня 2014 года N 31-рг создана Комиссия по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым" (вместе с "Положением о Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым").
В соответствии с вышеуказанным положением Комиссия по вопросам защиты и реализации конституционных прав граждан на земельные участки для жилищного строительства на территории Республики Крым (далее - Комиссия) создается в целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
Заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии. Председатель Комиссии определяет дату, время и место проведения заседания Комиссии, а также утверждает повестку дня заседания Комиссии.
Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколами. В протоколе заседания Комиссии указываются: дата, время и место проведения заседания; сведения о членах Комиссии и иных лицах, присутствующих на заседании; вопросы повестки дня заседания; решения, принятые по итогам заседания; иные сведения.
Наличие у супруги административного истца в собственности 45/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный в границах населенного пункта с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", общей площадью 710 кв. м, свидетельствует о наличии пригодного для строительства жилого дома земельного участка, что в силу взаимосвязанных положений статьи 22.2 Закона N 66-ЗРК и пункта 3.4.7 Порядка свидетельствует об отсутствии у гражданина Осмакова Е.В. оснований для получения в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.