Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Советского района Республики Крым, поступившую в суд первой инстанции 13 июля 2022 года, на решение Советского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Баштанар В.В. к администрации Советского района Республики Крым о признании незаконным постановления администрации Советского района Республики Крым от 23 июля 2021 года N 426 "Об отмене постановления администрации Советского района Республики Крым от 10 марта 2020 года N 133 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя".
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баштанар В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Советского района Республики Крым о признании незаконным постановления администрации Советского района Республики Крым от 23 июля 2021 года N 426 "Об отмене постановления администрации Советского района Республики Крым от 10 марта 2020 года N 133 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя"
Решением Советского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года административное исковое заявления Баштанар В.В. удовлетворено.
Судом признано незаконным постановление администрации Советского района Республики Крым от 23 июля 2021 года N 426 "Об отмене постановления администрации Советского района Республики Крым от 10 марта 2021 года N 133 "О признании граждан - заявителей, участников мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 июня 2022 года решение Советского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Советского района Республики Крым по доверенности Музафарова С.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Баштанар В.В. отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
Данный Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзаца 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Исходя из положений частей 1, 2 и 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
На основании положений статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей (абзац 3 пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих")
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и города Севастополя:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года: с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба; с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым; со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" установлено, что порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с данным Указом определяется законодательством Республики Крым и города. Севастополя. Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" принят Закон Республики Крым от 04 июля 2018 года N517-ЗРК/2018 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 04 июля 2018 года N517-ЗРК/2018 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" органы местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий имеют право принимать муниципальные правовые акты с целью осуществления отдельных полномочий.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N 384 утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" (далее - Порядок N 384).
Положениями пункта 2 Порядка N 384, которые аналогичны положениям пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", установлено право на обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым.
Применительно к условиям мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" членами семьи гражданина - участника мероприятия (заявителя) признаются следующие граждане: постоянно проживающие с гражданином - участником мероприятия супруг (супруга), дети и родители заявителя; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица, постоянно проживающие совместно с заявителем, если они признаны членами семьи заявителя в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 384, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 указанного Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя".
В настоящем Порядке N 384 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя".
При определении для граждан уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых гражданами и членами семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 384, граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, в срок не позднее 31 декабря 2020 года обращаются в органы местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением в двух экземплярах (приложение 3 к настоящему Порядку). Заявление подается гражданином с приложением документов, указанных в подпунктах 1 - 10 пункта 19 настоящего Порядка N 384.
Орган местного самоуправления регистрирует заявление в день его принятия. Один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления, второй - подшивается в его учетное дело.
Органы местного самоуправления запрашивают в порядке межведомственного взаимодействия документы, являющиеся основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
На основании пункта 20 Порядка N 384, органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка. В ходе проверки органы местного самоуправления устанавливают соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства, после чего в течение 30 рабочих дней принимают решение о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты их постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации Указа N116 и признании (отказе в признании) участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя".
Согласно пункту 22 Порядка N 384, основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" и для включения в список является: 1) несоответствие граждан категории, установленной настоящим Указом; 2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка; 3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; 4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств государственного бюджета Украины, Автономной Республики Крым, бюджетов муниципальных образований; 5) отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Повторное обращение с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, Баштанар В.В. с 27 июля 2004 года проходил военную службу в войсковой части N Вооруженных Сил Украины, дислоцированной в городе Евпатория Автономной Республики Крым. С 5 апреля 2007 города был зарегистрирован по адресу войсковой части N
30 августа 2008 года на основании рапорта от 08 июля 2008 года решением жилищной комиссии войсковой части N Вооруженных Сил Украины от 30 августа 2008 года, протоколом N11, Баштанар В.В. с составом семьи один человек (жена) был принят на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту службы в войсковой части N Вооруженных Сил Украины и включен в список первоочередников по болезни (подпункт 3 пункта 44 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета министров Украинской ССР и Украинским республиканским советом профессиональных союзов от 11 декабря 1984 года N 470).
На основании Приказа Министра обороны Украины от 14 августа 2008 года N627 Баштанар В.В. был уволен в запас по состоянию здоровья.
Приказом командира войсковой части N от 30 сентября 2008 года N206 Баштанар В.В. был исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в Евпаторийский городской военный комиссариат Автономной Республики Крым.
За время прохождения военной службы Баштанар В.В. постоянным и служебным жильем не обеспечивался.
В 2010 году в связи с переездом в поселок городского типа Советский Республики Крым Баштанар В.В. встал на воинский учет в Нижнегорско-Советском объединенном районном военном комиссариате. В связи с отсутствием в Нижнегорско-Советском ОРВК жилищной комиссии начальником Феодосийской КЭЧ района, было принято решение о постановке административного истца в очередь на обеспечение жильем при войсковой части N Феодосийского гарнизона Вооруженных Сил Украины.
Решением жилищной комиссии войсковой части N Феодосийского гарнизона Вооруженных Сил Украины от 07 июля 2011 года, протоколом N 21, Баштанар В.В. с семьей в составе 4 человек (Баштанар В.В, 1981 года рождения - заявитель; Баштанар И.Ю, "данные изъяты" - жена; Кобенко И.С, "данные изъяты" - сын жены; Баштанар В.В, "данные изъяты" - дочь) были внесены в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29 июля 2008 года.
Согласно материалам дела, 29 декабря 2020 года Баштанар В.В. обратился в администрацию Советского района Республики Крым с заявлением, в котором просил подтвердить нуждаемость в жилом помещении с даты постановки на учет в воинских частях Вооруженных Сил Украины, признать его участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя", включить его в список граждан, указанных в пункте 3 Порядка N 384 организации и осуществления администрацией Советского района Республики Крым отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями и учету нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя".
Согласно результатам рассмотрения заявления Баштанар В.В, 10 марта 2021 года администрацией Советского района Республики Крым принято постановление N133 "О признании граждан - заявителей, участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", которым Баштанар В.В. и члены его семьи в составе из трёх человек (заявитель, супруга, дочь) признаны участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя"
23 июля 2021 года постановлением администрации Советского района Республики Крым N426 отменено вышеуказанное постановление Администрации Советского района Республики Крым от 10 марта 2021 года N133 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя"
Данное оспариваемое постановление мотивировано тем, что Баштанар В.В. зарегистрирован с 17 августа 2010 года в жилом доме "адрес" общей площадью 98, 0 кв.м, из них: жилой площади 72, 3 кв.м, собственником которого является Коробкин Н.Г. (дядя жены административного истца), и с учётом всех проживающих и зарегистрированных лиц в указанном доме размер учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения составляет 19, 64 кв.м, что превышает норму 11, 0 кв.м, установленную постановлением администрации Советского сельского поселения "Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального образования Советского сельского поселения Советского района Республики Крым". Также, указанным решением Комиссии установлено, что Баштанар В.В. в соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к членам семьи собственника жилого помещения, что противоречит требованиям положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей лиц, которые нуждаются в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, администрации Советского сельского поселения пришла к выводу, что нуждаемость Баштанар В.В. в жилом помещении отсутствует.
При изложенных обстоятельствах удовлетворяя требования административного истца суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что члены семьи Баштанар В.В, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" имеют право на обеспечение жилыми помещениями как постоянно проживающие на территории Республики Крым; жилых помещений на территории Республики Крым в собственности не имеется; в соответствии с положениями части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации являются гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; в соответствии с абзацем 2 Порядка N 384, Баштанар В.В. и члены его семьи приняты воинскими частями вооруженных сил на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Баштанар В.В. уволен до 18 марта 2014 года, ранее признаны органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя", подтвердили нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а соответственно решение администрации Советского района Республики Крым об отмене постановления администрации Советского района Республики Крым от 10 марта 2021 года N133 о признании Баштанар В.В. и членов семьи в составе из 3-человек (заявитель, жена, дочь) участниками мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об
обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" является правомерным и основанным на нормах действующего законодательства, а постановление администрации Советского района Республики Крым от 23 июля 2021 года N426 "Об отмене Постановления Администрации Советского района Республики Крым от 10 марта 2021 года N133 "О признании граждан - заявителей, участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя" подлежал признанию незаконным и отмене, так как принят с существенным нарушением норм действующего законодательства.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальных закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.