Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Адыгея Шевченко И.С. на решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 26 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 25 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея об установлении административного надзора в отношении Маджидова М.И.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Давыдова А.А, настаивавшего на удовлетворении кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
начальник ФКУ ИК-1 Степанян Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Маджидова М.И.
Решением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 26 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 25 января 2022 года удовлетворено административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея об установлении в отношении Маджидова М.И. административного надзора сроком на 8 лет с установлением административных ограничений в виде запрета без разрешения органа внутренних дел на выезд за пределы административного района по месту регистрации либо пребывания; запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов утра следующих суток, за исключением работы в ночное время; обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания два раза в месяц для регистрации; запрета посещения мест проведения публичных массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В кассационном представлении, поданном в кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Республики Адыгея Шевченко И.С. выражает несогласие с судебными актами и просит их изменить, определив срок исчисления административного надзора - со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы; установить в течение срока административного надзора в отношении Маджидова М.И. административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы Казбековского муниципального района Республики Дагестан; установить обязанность Маджидова М.И. являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации.
Кассационное представление, поступившее в районный суд 6 июля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 17 августа 2022 года с делом передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Давыдова А.А, настаивавшего на доводах и требованиях кассационного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из материалов дела, Маджидов М.И. осужден приговором Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 22 мая 2012 года по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 11 годам лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором в действиях Маджидова М.И. установлен особо опасный рецидив преступлений.
Нижестоящие суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для установления в отношении Маджидова М.И. административного надзора, вместе с тем, принятые по делу судебные акты подлежат изменению, как постановленные с нарушением норм материального права, в части исчисления начала срока административного надзора и установления границ муниципального образования субъекта Российской Федерации, за пределы которого лицу запрещается выезжать.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Согласно приговору Адлерского районного суда от 22 мая 2012 года Маджидову М.И. назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года, в связи с чем срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия указанного дополнительного наказания.
Таким образом, вопреки приведенным положениям Закона N 64-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций определили исчисление срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, без учета, назначенного Маджидову М.И. дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 2 года.
Кроме того, судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права при назначении Маджидову М.И. административных ограничений в виде запрета на выезд за пределы района по месту регистрации или пребывания, а также обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания два раза в месяц для регистрации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
В обжалуемых судебных актах не указано наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать Маджидову М.И.
Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ внесены изменения в пункт 5 части 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ, в соответствии с которыми в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вместе с тем судами при вынесении судебных актов в части установления административного ограничения в виде обязательной явки указанные изменения закона не учтены. В частности, судебными инстанциями не указано о том, что Маджидов М.И. обязан являться в орган внутренних дел для регистрации не только по месту жительства или пребывания, но и по месту фактического нахождения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебные постановления подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 26 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 25 января 2022 года изменить, определив срок исчисления административного надзора - со дня отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы; установить в течение срока административного надзора в отношении Маджидова М.И. административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы Казбековского муниципального района Республики Дагестан; установить обязанность Маджидова М.И. являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.