Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Коваленко В.В, поступившую в суд первой инстанции 15 июля 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Коваленко В.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.-к. Анапа Краснодарского края об оспаривании решения налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения административного истца Коваленко В.В. и его представителя Ерофеевой Ю.С, представителя ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края - Втулкина Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коваленко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.-к. Анапа Краснодарского края об оспаривании решения налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 09 марта 2022 года административные исковые требования Коваленко В.В. удовлетворены.
Судом признано незаконным решение ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края об отказе в перерасчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 861 382, 00 рублей, оформленное уведомлением от 01 сентября 2021 года N 48863459 и ответом ИФНС по городу Анапа на заявление о перерасчете от 10 ноября 2021 года.
Судом возложена обязанность на ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края произвести перерасчет земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 28 874 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" за 2019 год и 2020 год, с применением при расчете земельного налога налоговой ставки 0, 3 %, в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года решение Анапского городского суда Краснодарского края от 09 марта 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Коваленко В.В.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Коваленко В.В. просит отменить определение суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
На кассационную жалобу поступили возражения ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края, в которых выражена позиция об оставлении без изменения обжалуемый судебный акт.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец Коваленко В.В. и его представитель Ерофеева Ю.С. доводы кассационной жалобы поддержали, просили отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края - Втулкин Д.А. доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Коваленко В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 28 874 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в связи с чем, он является налогоплательщиком земельного налога и у него имеется обязанность уплачивать законно установленный налог в отношении указанного объекта налогообложения.
Земельный участок с кадастровым номером N имеет разрешённое использование "Земельные участки (территорий), общего пользования.
Налоговым уведомлением от 01 сентября 2021 года N 48863459 Коваленко В.В, в том числе, исчислен земельный налог в размере 861 382 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5311 с применением кадастровой стоимости в размере 57 425 477 рублей и ставки налога в размере 1, 5%.
10 ноября 2021 года Коваленко В.В. обратился в ИФНС России N4 по городу Краснодару с заявлением, в котором просил произвести перерасчет ранее исчисленных налогов согласно налоговому уведомлению N 48863459 от 01 сентября 2021 года и при расчете земельного налога по земельному участку площадью 28 874 кв.м, с кадастровым номером N за 2019 год применить налоговую ставку 0.3%, а за 2020 год применить кадастровую стоимость равную 21 357 809 рублям 06 копеек и налоговую ставку 0.3%.
Письмом от 23 ноября 2021 года N 10-14/14729@ ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края отказано Коваленко В.В. в удовлетворении требования о перерасчете земельного налога, ввиду отсутствия оснований для пересчёта земельного налога. Указано, что по сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Росреестр) в электронном виде, Коваленко В.В. на праве собственности с 20 ноября 2019 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером N кадастровая стоимость с 27 марта 2019 года по 01 января 2021 года утверждена в размере 57 425 477 рублей 42 копейки, с 01 января 2021 года по настоящее время утверждена в размере 21 357 809 рублей 06 копеек.
Налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель и объектов недвижимости и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой опенки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Определение налоговой базы и исчисление налога подлежащего уплате в бюджет налоговым органом осуществляется на основании сведений, представляемых в электронном виде в налоговый орган органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами муниципальных образований и органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастр.
Заявителю разъяснено, что для корректировки кадастровой стоимости земельного участка ему необходимо, через МФЦ, обратиться в Росреестр для уточнения размера кадастровой стоимости. При этом ставка 1, 5% применена налоговым органом в соответствии с решением Совета Муниципального образования города-курорта Анапа от 21 ноября 2019 года N 545.
Инспекцией ФНС N4 по городу Краснодару Коваленко В.В. выставлено требование N 190749 об оплате недоимки в сумме, равной сумме земельного налога за 2020 год по земельному участку с кадастровым номером N, согласно налогового уведомления от 01 сентября 2021 года N 48863459.
Согласно платежному поручению N 51216 от 12 января 2022 года, Коваленко В.В. была произведена оплата земельного налога по требованию N 190749 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:5311, в размере 172 276 рублей 43 копейки В административном иске Коваленко В.В. указал, что уплатил налог исходя из положений подпункта 1 части 1 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть на основании самостоятельно произведенного им расчета суммы налога.
29 ноября 2021 года Коваленко В.В. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю на отказ в перерасчете земельного налога в порядке статьи 139 Налогового Кодекса Российской Федерации, в которой просил: признать незаконным решение заместителя начальника ИФНС по г.-к. Анапа советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Н.Л. Ковальской на N 04730зг от 10 ноября 2021 года; произвести перерасчет ранее исчисленных налогов за 2019, 2020 годы при расчете земельного налога по земельному участку площадью 28 874 кв.м, с кадастровым номером N
Решением Заместителя руководителя Управления ФНС по Краснодарскому краю Матруховой Е.Е. от 21 декабря 2021 года N24-14-1665 жалоба Коваленко В.В. оставлена без удовлетворения. Данное решение мотивировано тем, что у налогового органа полномочия по применению налоговых ставок ограничены решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N 97 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования города-курорт Анапа" в редакции решения от 21 ноября 2019 года N545 и указанным решением не установлено отдельной налоговой ставки в отношении земельных участков с видом разрешённого использования "земельные участки (территории) общего пользования", в связи с чем, применена налоговая ставка равная 1, 5%, как для участка, отнесённого к категории "прочие земельные участки".
В данном решении указано, что при расчете земельного налога за 2019 и 2020 годы налоговый орган использовал ставку земельного налога, установленную подпунктом 19 пункта 1 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N 97 в размере 1, 5% для прочих земельных участков и кадастровую стоимость в размере 57 425 477 рублей 42 копейки, сведения о которой получены инспекцией в порядке информационного взаимодействия (пункт 4 статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации) из территориального органа Росреестра.
Спорный земельный участок не относится ни к одной из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации. С учётом изложенного, в ответе инспекции от 10 ноября 2021 года правомерно указано, что основания для пересчёта земельного налога отсутствуют. Действия должностных лиц инспекции по исчислению земельного налога за 2019 год (уведомление от сентября 2020 года N 83896050) и 2020 год (уведомление от сентября 2021 года N48863459) по спорному земельному участку с применением налоговой ставки 1, 5% и кадастровой стоимости в размере 57 425 477 рублей 42 копейки, по мнению вышестоящего органа, являются правомерными.
Решением государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 21 декабря 2021 года N 12-06/21-1500, Коваленко В.В. отказано в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с отсутствием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. В данном решении указано, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N равной 21 357 809 рублей 06 копеек было осуществлено в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в порядке, предусмотренными Методическими указаниями. Результат расчета оформлен актом определения кадастровой стоимости от 31 марта 2021 года N АОКС-23/2021/000278. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N использовались сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в перечне объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, направленном филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю письмом от 05 февраля 2021 года N 22-01718-КЗ/21. На основании данных Перечня и Методическим указаниям, земельному участку с кадастровым номером N был присвоен код "Размещение в границах населенных архитектурных форм благоустройства", в соответствии с Приложением 1 к участку с кадастровым номером расчёта вида использования 12:003 пунктов скверов, бульваров, малых с учётом присвоенного кода расчёта вида использования земельный участок с кадастровым номером N отнесен к оценочной группе 16 "Охраняемые природные территории и благоустройства". В результате проведения проверки ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, не выявлены.
25 января 2022 года Коваленко В.В. обратился с заявлением к руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в котором просил: внести изменения в сведения ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной с применением удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка ? земельные участки (территории), общего пользования; провести проверку на наличие ошибок при расчете кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером N за период с даты образования участка 26 марта 2019 года по 02 февраля 2022 год; предоставить копию акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
Решением ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" от 02 февраля 2022 года N 12-06/22-64, удовлетворено заявление Коваленко В.В. от 25 января 2022 года (вх. N 12-08/22-57 от 26 января 2022 года) об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N; осуществлен пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н. Анапский, х. Песчаный, с использованием подтвержденных (верных) значений ценообразующих факторов.
Письмом начальника управления государственной кадастровой оценки ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" Лысенко А.А. от 03 февраля 2022 года N 12-10/22-53 Коваленко В.В. информирован о принятом по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, от 25 января 2022 года (вх. N 12-08/22-57 от 26 января 2022 года) решении об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости от 02 февраля 2022 года N 12-06/22-64 Указано, что в результате исправления допущенной единичной ошибки, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N составила 285 563 рублей 86 копеек.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции верно согласился с представленным налоговым органом контррасчетом размера земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5311, отнесенным к категории земель: "Земельные участки (территорий) общего пользования" применительно к установленной налоговой ставке для земельного участка в размере 1, 5%, в связи с чем налоговым органом правомерно отказано административному истцу в перерасчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового Кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В пункте 1 статьи 389 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
На основании пункта 4 статьи 397 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать:
1) 3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217 -ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 3 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус"), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно сведениям, переданным в порядке статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации органами Росреестра в налоговый орган, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N: "Земельные участки (территории) общего пользования", что соответствует разрешенному использованию земельного участка по СВИЗ (справочник видов использования земли) - 142007000000 - для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что дифференцированные налоговые ставки зависят от категорий и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N97 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Анапа" в редакции решения от 21 ноября 2019 года N545 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N97" установлены элементы налогообложения земельным налогом на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в том числе и ставки земельного налога.
Указанным решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N97 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Анапа" в редакции решения от 21 ноября 2019 года N545 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N97" не установлено отдельной налоговой ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования", в связи с чем, спорный земельный участок отнесен к категории "прочие земельные участки", в отношении которых установлена налоговая ставка равная 1, 5% (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 указанного решения).
Таким образом, при расчете земельного налога за 2019 и 2020 годы налоговый орган обоснованно использовал ставку земельного налога, установленную подпунктом 19 пункта 1 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 ноября 2010 года N97 в размере 1, 5% для прочих земельных участков и кадастровую стоимость в размере 425 477 рублей 42 копеек, сведения о которой получены инспекций в порядке информационного взаимодействия (пункт 4 статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации) из территориального органа Росреестра.
В ответе Инспекции от 23 ноября 2021 года N 10/14729@ на заявление от 10 ноября 2021 года правомерно указано, что основания для пересчета земельного налога отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что имущественные права Коваленко В.В. не нарушены, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Вывода суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенного в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 27 сентября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.