Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, с участием прокурора Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Темрюкского района в защиту интересов И.Ф. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Темрюкская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края и Министерству здравоохранения Краснодарского края о возмещении затраченных средств на приобретение льготных жизненно необходимых лекарственных препаратов, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.03.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор Темрюкского района Краснодарского края обратился в суд с иском в интересах И.Ф. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Темрюкская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ"), в котором с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчика обязанность возместить понесённые И.Ф. затраты на приобретение лекарственных препаратов в размере 1 936, 50 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб, на Министерство здравоохранения Краснодарского края - профинансировать ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" М3 КК в сумме 11 936, 50 руб. с целью возмещения затрат, понесенных ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" в связи с выплатой ущерба в пользу И.Ф.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05.10.2021 исковые требования прокурора Темрюкского района Краснодарского края удовлетворены. Суд обязал ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" возместить понесенные И.Ф. затраты на приобретение лекарственных препаратов в размере 1 936, 50 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб, кроме того, суд обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края профинансировать ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" в сумме 11 936, 50 руб. с целью возмещения затрат, понесенных ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" в связи с выплатой ущерба в пользу И.Ф.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.03.2022 решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требований о взыскании с ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" в пользу И.Ф. компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, в отмененной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании морального вреда. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Краснодарского края просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что судами неверно определен ответчик по настоящему делу, так как ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" организация закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий относится в данном случае к компетенции Министерства здравоохранения Краснодарского края. Указывает, что судами не дана оценка тому обстоятельству, что И.Ф. обеспечена по всем льготным рецептам с минимальной задержкой ввиду объективных причин, рецептов на отсроченном обслуживании не числится, таким образом, по мнению кассатора, право И.Ф. реализовано в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Е.Н. полагает, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившуюся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению И.Ф. о нарушении ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" её прав на льготное обеспечение лекарственными препаратами, выявлены нарушения законодательства о здравоохранении.
И.Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится под наблюдением врачей-специалистов ГБУЗ "Темрюкская ЦРБ" с диагнозом "Е 10.7 Сахарный диабет 1 типа. Диабетическая микроангиопатия. Диабетическая ретинопатия. Диабетическая дистальная полинейропатия. Группа инвалидности", в связи с чем, имеет право на льготное лекарственное обеспечение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
По рекомендации врача-эндокринолога "Научно-исследовательского института - краевой клинической больницы N им. проф. С.В. " Министерства здравоохранения Краснодарского края в 2019 году по настоящее время назначено лечение инсулиносодержащими препаратами, под контролем уровня глюкозы в крови.
Однако, вопреки указанным требованиям И.Ф. своевременно не обеспечена необходимыми лекарственными препаратами. Так, И.Ф. по рецептам, выписанным ей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат "Инсулин глулизин" отпущен лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Также нарушен срок отсроченного обеспечения заявителя по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ препаратом "инсулин Новорапид".
Согласно товарному чеку N от ДД.ММ.ГГГГ И.Ф. приобретен лекарственный препарат "Novo Nordisk А/S" в количестве 1 шт. на сумму 1936, 50 руб.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что в нарушение требований закона, И.Ф. не была своевременно обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом, что повлекло существенное нарушение прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
На основании ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, также полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 указанного выше Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается также обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Исходя из системного толкования указанных правовых норм, лицо, являющееся льготником территориального уровня ответственности и страдающее заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов вне зависимости от их наименования и стоимости.
В силу п. 2.3. Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства.
Из ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что перечень лекарственных средств, которые отпускаются по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с пунктом 1.1, п. 1.9 Положения о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 N 742, министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере здравоохранения.
Согласно указанным положениям на него возложены полномочия по организации профилактических мероприятий и обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
Согласно ст. 4, 19, 11 данного Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
Положениям ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора по доводам апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Краснодарского края пришел к верному выводу о том, что по смыслу действующего законодательства одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение их прав в сфере охраны здоровья и обеспечение своевременной реализации этих прав государственными гарантиями, а учитывая характер заболевания И.Ф. даже незначительный период отсрочки предоставления жизненно важного препарата может привести к ухудшению состояния здоровья больного.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.