Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по кассационной жалобе Е.С. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02.09.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Волгоградской области (далее - УФСИН России по Волгоградской области) о возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии с учётом надбавки за выслугу лет в размере 30%, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 16.06.2021 в удовлетворении исковых требований Е.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Е.С. просит отменить решение суда и апелляционное определение и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судами неверно применены нормы материального права, а именно нормы Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и и предоставлении им отдельных выплат", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", которые не могут применяться к спорным отношениям сторон, так как истец проходила службу в органах исполнения наказаний. Указывает, что судами первой и апелляционной инстанции установлено, что выслуга лет Е.С. составляет более 20 лет, при этом не установлено право истца на получение надбавки в размере 30%.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Е.С. проходила службу в УФСИН России по Волгоградской области в должности начальника отделения специального учёта УФСИН России по Волгоградской области.
Приказом УФСИН России по Волгоградской области от 11.12.2020 N-лс Е.С. уволена с занимаемой должности по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно названному приказу выслуга лет на дату увольнения Е.С. составила 20 лет 8 месяцев 17 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении - 36 лет 10 месяцев 8 дней.
УФСИН России по Волгоградской области был произведён расчёт выслуги лет на пенсию (пособие) Е.С, согласно которому время учебы истицы в Волгоградском строительном техникуме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитано в выслугу лет в календарном исчислении как 1 год 8 месяцев 27 дней, в льготной исчислении - 1 год 8 месяцев 27 дней (коэффициент 0, 5).
Согласно заключению о назначении пенсии за выслугу лет, утверждённому главным экономистом УФСИН России по Волгоградской области 23.12.2020, стаж для процентной надбавки Е.С. составляет 18 лет, сумма надбавки за выслугу лет составляет 25%.
ДД.ММ.ГГГГ Е.С. обращалась в УФСИН России по Волгоградской области с заявлением о возложении обязанности на отделение пенсионного обеспечения ФЭО УФСИН России по Волгоградской области произвести ей перерасчёт пенсии с учётом надбавки за выслугу лет в размере 30 %, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что в расчёт пенсии не была включена её учёба в среднем специальном образовательном учреждении до поступления на службу в УИС из расчёта два месяца учёбы за один месяц службы.
Согласно ответу УФСИН России по Волгоградской области от 15.03.2021 Е.С. отказано в перерасчёте пенсии с учётом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 %.
Не согласившись с данным отказом Е.С. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12.03.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что действующим правовым регулированием определён исчерпывающий перечень периодов, включаемых в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и данный перечень не предусматривает включение в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы периода обучения сотрудников в профессиональной образовательной организации, пришел к выводу о том, что порядок расчёта ответчиком выслуги службы Е.С. для назначения и выплаты ей ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) в размере 25% соответствует положениям подлежащих применению к спорным отношениям норм права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм процессуального права.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, регламентировано Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет, является наличие соответствующей выслуги на военной службе (службе в органах уголовно-исполнительной системы).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, названный Закон в статье 18 установилправило, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 может засчитываться время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы урегулирован постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 2 данного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В перечень образовательных учреждений, установленный Правительством Российской Федерации, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий входят гражданские высшие образовательные учреждения либо профессиональные образовательные организации.
С 01 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Согласно статье 97 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1760 в пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 внесены изменения, в частности пункт 2 дополнен абзацем 3 следующего содержания: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с 1 августа 2018 года".
В перечень образовательных учреждений, установленный Правительством Российской Федерации, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий, как указано выше, стали входить гражданские высшие образовательные учреждения либо средние специальные образовательные учреждения.
Как следует из приведенных нормативных положений, при исчислении выслуги лет сотруднику уголовно-исполнительной системы период обучения в образовательной организации может быть включен в выслугу лет сотруднику уголовно-исполнительной системы, поступившему на службу до 01 августа 2018 года, не зависимо от формы обучения (очно или заочно) но только в гражданских образовательных организациях, а после 01 августа 2018 года не зависимо от ведомственной принадлежности образовательной организации, но только по очной форме обучения.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно статье 379 ГПК РФ основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02.09.2021 подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением требований процессуального закона и в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 02.09.2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Волгограда.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.