Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, с участием прокурора Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгограда в интересах Ю.В. и ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б.А. к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" об обязании назначить и произвести ежемесячную выплату по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 22.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.04.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав прокурора Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Волгограда действуя в интересах Ю.В. и ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" (далее - ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда"), в котором просил обязать ответчика назначить и произвести Ю.В. ежемесячную выплату на детей с 3 до 7 лет включительно в отношении её несовершеннолетнего ребенка Б.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно поданным ею заявлениям и документам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с момента подачи первого заявления от ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком 8 лет.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 22.12.2021 исковые требования прокурора г. Волгограда удовлетворены. Суд обязал ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" назначить и произвести Ю.В. ежемесячную выплату на детей от 3 до 7 лет включительно в отношении ее несовершеннолетнего ребенка Б.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно поданным заявлениям и документам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с момента подачи первого заявления от ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком 8 лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что Ю.В. обратилась за пособием на ребенка от 3 до 7 лет ДД.ММ.ГГГГ на момент действующего законодательства 2020 года, где в среднедушевой доход семьи учитывались спорные 10 000 рублей, соответственно было принято законное решение об отказе в назначении указанной выплаты. Указывает, что ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства I группы, была исключена из расчета среднедушевого дохода семьи Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (п.п. "г" п. 25), внесенные изменения вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и не могут распространяться на правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ. Обращает внимание, что судебные инстанции при вынесении решений ссылаются на нормы права не применимые при назначении пособия от 3 до 7 лет включительно. Кроме того, по мнению кассатора, законность принятых ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" решений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении указанных выплат Ю.В. ни кем не оспаривалась и вопрос об отмене данных решений в судебных заседаниях не ставился, а поскольку они не признаны незаконными, решение об обязании ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" назначить Ю.В. выплату пособия на ребенка от 3 до 7 лет принято необоснованно.
В судебном заседании прокурор Е.Н. полагает, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении спора.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Ю.В. является матерью несовершеннолетнего Б.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Б.А. признан ребенком - инвалидом на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ю.В. через портал государственных услуг обратилась в ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно информации УПФР, полученной ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ю.В. являлась получателем ежемесячно мер социальной поддержки ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ) на оплату ЖКУ - 1 359 руб. и ЕДВ родителю ребенка - инвалида - 656 руб, социальной пенсии по инвалидности (за ребенка) в размере 12 432, 44 руб. (с апреля 2019 г. - 12 681, 09 руб.) и доплаты за уход в размере 5 500 руб. (с июля 2019г. - 10 000 руб.), установленной ей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 175 от 26.02.2013 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы".
Как следует из справки ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" доход семьи Ю.В. в составе 2 человек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 300 065, 16 руб. (с учетом ежемесячной доплаты по уходу за ребенком).
Решением ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда" от ДД.ММ.ГГГГ Ю.В. отказано в назначении спорной меры социальной поддержки ввиду превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения в Волгоградской области. Согласно расчету ГКУ "ЦСЗН по Дзержинскому району Волгограда", среднедушевой доход семьи Ю.В. за 12 месяцев за период с декабря 2018 г. по январь 2019 г. составил 12 502, 72 руб, при установленной величине прожиточного минимума в субъекте 10 048 руб. При установлении ежемесячного среднедушевого дохода семьи Ю.В. в расчёт включена сумма ежемесячной выплаты в размере 10 000 руб. (ранее 5 600 руб.), назначенного и выплачиваемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы".
ДД.ММ.ГГГГ Ю.В. через портал "Государственные услуги" повторно обратилась в ГКУ "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на ребенка от 3 до 7 лет включительно, по результатам рассмотрения которого ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении меры социальной поддержки на основании подпункта "ж" пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384, в связи с трудоустройством и неполучением доходов заявителем без уважительной причины.
Полагая отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным, прокурор в интересах Ю.В. и её несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б.А. обратился в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что суд первой инстанции правильно исходил из того, что среднедушевой доход семьи истца не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области по состоянию на второй квартал 2019 г, в связи с чем, семья истца имеет право на спорную выплату.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, которое выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а"); размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "б").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования); примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Примерный перечень); типовая форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 г. за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г. (пункт 6).
Согласно пунктам 9, 10 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты в соответствии с типовой формой может быть подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты лично; через многофункциональный центр 1 предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 Основных требований установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с пунктом 14 Основных требований заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Случаи, при которых принимается решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, установлены пунктом 16 Основных требований, и к числу таких случаев отнесены: смерть ребенка; размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Основных требований в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Виды доходов семьи, полученные в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, определены пунктом 21 Основных требований.
К числу таких доходов, в том числе, отнесены вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей (подпункт "а"); пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления (Подпункт "б"); алименты (подпункт "г").
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).
В силу пункта 25 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды; б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды: в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 N 489 п. 25 Основных требований дополнен и изложен в следующей редакции: при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований); б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом; г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы; д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды; е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации); ж) единовременные Страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной
экспертизы; з) государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 28).
В Примерном перечне документов указаны, в том числе: сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия; сведения о доходах от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; сведения о недвижимом имуществе, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости; сведения об ином имуществе, формируемые в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно Типовой формы заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N384, в графе "Сведения о доходах" указываются вид и размер доходов, сведения о которых не предусмотрены примерным перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 07.04.2020 N 247 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, также приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24.04.2020 N 798 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее Порядок от 24 апреля 2020 г.)
Порядком oт 24 апреля 2020 г. установлен перечень сведений, необходимых для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - выплата), перечень оснований для принятия решений об отказе в назначении выплаты или прекращении ее осуществления, а также порядок принятия указанных решений.
Согласно пункту 2.7 Порядка от 24 апреля 2020 г. для получения выплаты лица, указанные в пункте 1.6 данного Порядка, представляют в территориальный орган заявление о назначении выплаты.
Заявление и документы (копии документов) представляются через территориальные органы социальной защиты населения Волгоградской области.
В силу подпункта "д" пункта 2.6 Порядка от 24 апреля 2020 г. при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (в редакции приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 7 апреля 2021 г. N 640).
В соответствии с пунктом 2.14 этого же Порядка, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (подпункт "б").
Споры по вопросам назначения и предоставления выплаты разрешаются в установленном законодательством порядке (пункт 2.14.2.).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категории граждан постановлено установить с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 10 000 руб, другим лицам- в размере 1 200 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет, или инвалидами с детства 1 группы (далее - Правила), в пункте 3 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата производится к установленной ребенку- инвалиду в возрасте 18 лет или инвалиду с детства 1 группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В соответствии с пунктом 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку - инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства 1 группы.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи в целях оказания гражданам Российской Федерации социальной помощи установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44 -ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказаниям им государственной социальной помощи".
Статьей 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказаниям им государственной социальной помощи", предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчет среднедушевого дохода семьи для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Согласно подпункту "д" пункта 1 указанного Перечня, из дохода семьи исключается сумма компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Понятие нетрудоспособных граждан определяется статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными гражданами являются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети- инвалиды, граждане, достигшие возраста 70 и 65 лет.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора по доводам апелляционной жалобы пришел к верному выводу о том, что утверждения стороны ответчика со ссылкой на положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" о том, что семья истца не может быть признана малоимущей и малообеспеченной, поскольку трудоспособный заявитель Ю.В, не имеющая противопоказаний к труду, не работает, не могут быть приняты во внимание, поскольку спорная выплата гарантирована ребенку, а не заявителю. Кроме того, как установлено судом, Ю.В. фактически осуществляет уход за ребенком инвалидом, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии трудовой деятельности у заявителя без уважительных причин, являются несостоятельными.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 22.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Дзержинскому району Волгограда" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.