дело N 2-51-122/2021
8г-28058/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар
16 сентября 2022 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Харитонова А.С, рассмотрев материалы кассационной жалобы Демочкина Александра Анатольевича на решение мирового судьи судебного участка N 51 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 16 мая 2022 года по иску общества ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" к Демочкину Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - истец, общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Демочкину Александру Анатольевичу (далее - ответчик, Демочкин А.А.) о взыскании задолженности по оплате обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2019 года по октябрь 2020 года включительно в размере 9550 руб. 17 коп, пени в размере 352 руб. 11 коп, расходы по оплате государственной пошлине в сумме 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 51 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 16 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Демочкин А.А. обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение и апелляционное определение отменить, вынести по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на существенное нарушение норм материального права. Общество в поселке Куйбышев Среднеахтубинского района не заключало договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ни с собственниками домов, ни с администрацией Куйбышевского поселения. Ответчик является собственником жилого дома, находящегося в сельской местности, имеющего в хозяйстве животных и имеющего баню с печным отоплением.
По правилам части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28 декабря 2018 года в официальном печатном издании Волгоградской области "Волгоградская правда. Документы", а также на официальном сайте региональным оператором Волгоградской области wvAV.uo.34.ru опубликован адресованный потребителям договор оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Общество "Ситиматик-Волгоград" (ранее ООО "Управление отходами-Волгоград") оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с чем, в адрес ответчиков направляло платежные документы по уплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку ответчик не производил оплату данной услуги, истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Демочкина А.А. задолженности по уплате коммунальной услуги по обращению с ТКО. 1 апреля 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
Разрешая спор, мировой судья, руководствуясь положениями статей 426, 433, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из того, что ответчик обязан нести бремя содержания помещений, а также нести расходы по уплате коммунальных услуг; несвоевременная оплата предоставляемых истцом услуг привела к образованию задолженности, подлежащей взысканию в рамках настоящего дела.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не усматривает оснований для переоценки указанных выводов судов.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" (далее - постановление от 19 декабря 2003 года N 23) разъяснено, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23).
Состоявшиеся по делу судебные акты первой и апелляционной инстанций соответствуют приведенным требованиям закона.
Доводы ответчика о том, что договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с истцом не заключался, проверялись судами и получили оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Из содержания пункта 8 (17) раздела 1(1) Правил обращения с ТКО утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 4 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Частью 4 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя в срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что отсутствие между сторонами договора в письменной форме не свидетельствует об отсутствии договорных отношений и не может являться основанием для неуплаты коммунальных платежей, поскольку в соответствии с действующим законодательством сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие подписанного обеими сторонами письменного договора рассматриваются как договорные.
При отсутствии доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком, отсутствии соответствующих договоров с третьими лицами, суды также пришли к верному выводу о том, что ответчик пользуется коммунальной услугой, что предполагает возникновение у потребителя обязанности по ее оплате.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным судами обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Таким образом доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебных постановлений, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергающих выводы суда, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких данных суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 51 Среднеахтубинского судебного района Волгоградской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 16 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.