Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу и дополнения к ней защитника администрации г. Омска Ермолаевой Е.В., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области от 16 марта 2022 г., решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июня 2022 г., решение судьи Омского областного суда от 19 июля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Омска,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области от 16 марта 2022 г, администрация г. Омска (далее также администрация, юридическое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июня 2022 г, оставленным без изменения решение судьи Омского областного суда от 19 июля 2022г, постановление должностного лица изменено в части размера назначенного администрации наказания: с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа снижен до 125 000 рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в интересах администрации, защитник администрации г. Омска Ермолаева Е.В, действующая на основании доверенности, выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что 14 января 2022 г. в 14 часов 30 минут при проведении административного расследования в отношении администрации города Омска по факту обращения гражданина на отсутствие контейнерной площадки для сбора и хранения твердых коммунальных отходов вблизи места его проживания на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении N от 29 ноября 2021 г, установлено отсутствие контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Омск, ул. Шебалдина, д. 16, что не соответствует требованиям п.п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности и в их совокупности достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действиям администрации г. Омска дана правильная юридическая квалификация в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы защитника о невиновности администрации в совершении административного правонарушения, со ссылками на то, что администрацией г.Омска были приняты исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства, о невозможности размещения контейнерных площадок, несостоятельны и не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности. Письменный ответ регионального оператора по обращению администрации г. Омска о невозможности складирования отходов в пакеты, не имеет правового значения в данном случае.
Принятые администрацией г. Омска меры и обстоятельства, о которых указано заявителем в жалобе и дополнениях к ней, не освобождают администрацию от обязанности по содержанию указанного объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к верным выводам о том, что администрация г. Омска имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, администрация г. Омска обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности администрации г. Омска соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства, оно является законным и обоснованным.
Административное наказание администрации назначено в минимальном размере, с учетом изменений внесенных решением судьи районного суда, правомерно применившего положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности являлся предметом рассмотрения судебных инстанций. Оснований, позволяющих признать совершенное администрацией правонарушение малозначительным, по делу не установлено. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении норм санитарного законодательства, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, с учетом чего указанное деяние не может быть признано малозначительным.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
При рассмотрении жалоб администрации г. Омска на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области от 16 марта 2022 г, решение судьи Куйбышевского районного суда г.Омска от 20 июня 2022 г, решение судьи Омского областного суда от 19 июля 2022г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Омска, оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Омска Ермолаевой Е.В. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.