Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Гринсона Е.М., судей: Дамдиновой С.Ж., Чистяковой Е.А., с участием прокурора Форналь В.С., осужденного Манчыы К.С. (путем использования системы видеоконференц-связи), адвоката Баулиной Е.А., переводчика ФИО5, при секретаре Михеевой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнения к ней осужденного Манчыы К.С. на приговор Кызылского городского суда Республики Тыва от 16.06.2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Приговором Кызылского городского суда Республики Тыва от 16.06.2021 года
Манчыы Кежик Сайын-оолович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", ранее судимый:
- приговором Кабанского районного суда Республики Бурятия от 06.03.2012 года по ч. 1 ст. 162 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком 3 года;
- приговором Кызылского городского суда Республики Тыва от 01.04.2013 года по ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 2 ст. 69, ч. 4 ст. 74, ст. 70 УК РФ (приговор от 06.03.2012 года) к 3 годам лишения свободы, освобожден 31.12.2015 года по отбытии наказания, установлен административный надзор сроком на 3 года;
- приговором Кызылского городского суда Республики Тыва от 08.08.2017 года по п. "б" ч. 2 ст. 131 УК РФ к 5 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год;
- приговором Кызылского районного суда Республики Тыва от 28.12.2017 года по п. "б" ч. 2 ст. 131 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 08.08.2017 года) к 8 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев, осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору Кызылского городского суда Республики Тыва от 08.08.2017 года, окончательно Манчыы К.С. назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком 1 год, с установлением ограничений и возложением обязанности, указанных в приговоре. Срок наказания в виде лишения свободы постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом времени содержания Манчыы К.С. под стражей по данному уголовному делу - с 31.10.2016 года по 07.04.2017 года, с 16.06.2021 года до дня вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Также зачтен в срок наказания отбытый срок наказания по приговору Кызылского городского суда Республики Тыва от 08.08.2017 года за период - с 24.05.2017 года по 15.06.2021 года, из расчета один день за один день. Срок дополнительного наказания в виде ограничения свободы постановлено исчислять со дня его освобождения из исправительного учреждения по отбытии лишения свободы, с зачетом времени следования из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания из расчета один день за один день. Постановлением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16.06.2021 года, с осужденного Манчыы К.С. взысканы процессуальные издержки в виде вознаграждения защитников в период предварительного следствия и судебного разбирательства в общей сумме 72 998 рублей в пользу федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года, приговор Кызылского городского суда Республики Тыва от 16.06.2021 года изменен: исключены из числа доказательств виновности осужденного - показания свидетелей ФИО7, ФИО8, в части сведений, ставших известными со слов осужденного Манчыы К.С. и относящихся к обстоятельствам преступления; исключено применение ч. 5 ст. 69 УК РФ и назначение наказания с частичным сложением наказания по приговору Кызылского городского суда Республики Тыва от 08.08.2017 года; исключен из зачета срока назначенного наказания период отбытого наказания по приговору Кызылского городского суда Республики Тыва от 08.08.2017 года; Манчыы К.С. признан осужденным по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; отменено решение о взыскании с Манчыы К.С. процессуальных издержек в размере 72 998 рублей, с направлением на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе в порядке ст. 397, 399 УПК РФ. В остальной части приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденный Манчыы К.С, просит судебные решения отменить как незаконные и необоснованные. Полагает, что суд апелляционной инстанции, обнаружив допущенные судом первой инстанции нарушения, должным образом их не устранил, поскольку не назначил окончательное наказание по совокупности преступлений, по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, с наказанием, назначенным по приговору от 28.12.2017 года. Считает, что суд первой инстанции необоснованно положил в основу приговора его показания, которые он категорически не поддерживает, ввиду самооговора по причинам, названным им в суде первой и апелляционной инстанции. С учетом изменений, внесенных судом апелляционной инстанции, утверждает о недостаточности доказательств его причастности к инкриминируемому преступлению. Обращает внимание на необоснованный, по его мнению, отказ в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля ФИО9, свидетельствующий о нарушении его права на защиту.
В возражениях на кассационную жалобу осужденного Манчыы К.С, государственный обвинитель Шаалы А.А. просит судебные решения оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гринсона Е.М, выступления осужденного Манчыы К.С. и адвоката Баулиной Е.А, поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, выступление прокурора Форналь В.С, предлагавшей судебные решения оставить без изменения, проверив уголовное дело, доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, возражения государственного обвинителя, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Манчыы К.С. осужден за незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Из материалов уголовного дела усматривается, что предварительное и судебное следствие по делу проведены полно и объективно, без нарушений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, с соблюдением принципов уголовного судопроизводства.
Уголовное дело рассмотрено в рамках предъявленного Манчыы К.С. обвинения, с соблюдением требований ст. 252 УПК РФ. Суд принял предусмотренные законом меры всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, установив все фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию в порядке ст. 73 УПК РФ. Судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 273-291 УПК РФ, с предоставлением возможности сторонам в равной степени реализовать свои процессуальные права. Все представленные сторонами доказательства судом были исследованы, им дана надлежащая оценка в приговоре, при этом приведены мотивы, по которым одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты судом. Обвинительный приговор в отношении Манчыы К.С. (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года) соответствует требованиям ст. ст. 302-304, 307-308 УПК РФ.
Данных, позволяющих сделать вывод о том, что заявленные в ходе рассмотрения уголовного дела ходатайства разрешались не в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, без соблюдения принципов уголовного судопроизводства, изложенных в ст. 15 УПК РФ о состязательности сторон и о равноправии сторон перед судом, не усматривается. Доводы осужденного о нарушении его права на защиту, обусловленные заявлениями о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля ФИО9, не соответствуют действительности, поскольку, как следует из протокола судебного заседания, в удовлетворении такого ходатайства суд первой инстанции не отказывал, т.к. таковое ходатайство не заявлялось участниками процесса. В ходе судебного разбирательства судом были приняты неоднократные и исчерпывающие меры по вызову указанного свидетеля в суд для его допроса. Невозможность допроса указанного свидетеля ввиду его неявки в судебное заседание, не свидетельствует о нарушении права на защиту осужденного и о необходимости вмешательства в состоявшиеся судебные решения. При этом судебная коллегия отмечает, что у стороны защиты отсутствовали возражения против окончания судебного следствия, вследствие необходимости представить какие-либо доказательства или иных причин.
Причастность Манчыы К.С. к совершению инкриминированного ему деяния и его виновность (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года) подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании, анализ и оценка которых изложены в приговоре: показаниями Манчыы К.С, данными в ходе предварительного расследования и оглашенными в порядке ст. 276 УПК РФ, об обстоятельствах незаконного приобретения и хранения им наркотического средства для личного употребления; показаниями свидетеля ФИО8, об обстоятельствах проведения допроса Манчыы К.С, с участием защитника, при этом какого-либо давления на Манчыы К.С. не оказывалось; показаниями свидетеля ФИО11 об обстоятельствах обнаружения и изъятия мешка с "данные изъяты"; протоколами осмотров места происшествия, предметов, заключением эксперта, в т.ч. обнаружившего в смывах с ладоней Манчыы К.С. наркотическое средство, другими доказательствами, приведенными в приговоре.
Суд (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года), исследовав в полной мере данные доказательства, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности - достаточности для разрешения данного дела. В основу приговора (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года) положены доказательства, которые были исследованы и проверены в ходе судебного разбирательства. Ни одно из доказательств, положенных в обоснование вывода о виновности Манчыы К.С. (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года), каких-либо сомнений в своей достоверности не вызывает.
Вопреки доводам жалобы и дополнениям к ней осужденного, суд обоснованно принял во внимание показания Манчыы К.С, данные им на предварительном следствии в качестве подозреваемого, обвиняемого, поскольку Манчыы К.С. на досудебной стадии производства по делу не только указывал на свою причастность к совершению преступления, но и давал показания, на основании которых были установлены фактические обстоятельства дела, изложенные в приговоре. Суд правомерно указал в приговоре, что эти показания являются достоверными, поскольку подтверждаются другими доказательствами. Каких-либо убедительных данных, свидетельствующих о самооговоре осужденного, а также о допущенных нарушениях уголовно-процессуального закона на стадии предварительного следствия, в т.ч. связанных с оказанием на Манчыы К.С. незаконного воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов, принуждением его к даче уличающих себя показаний, а также о недостоверности его показаний, материалы дела не содержат. Судебная коллегия учитывает, что показания Манчыы К.С. были даны в присутствии его защитника, правильность их записи была удостоверена ими, каких-либо заявлений по поводу содержания протокола допроса или порядка его проведения от Манчыы К.С. и его защитника не поступало, причем ни Манчыы К.С, ни его защитник не возражали против проведения следственных действий, каких-либо заявлений в связи с невозможностью участия Манчыы К.С. в их проведении, по состоянию здоровья или вследствие иных причин, не сделали, каких-либо замечаний по поводу содержания протоколов допросов, или порядка проведения данных следственных действий от Манчыы К.С. и его защитника не поступало. Последующий отказ Манчыы К.С. от своих признательных показаний, данных при его допросе в ходе предварительного расследования, сам по себе не свидетельствует о недопустимости указанных доказательств.
Данные доказательства исследованы судом в совокупности с другими доказательствами по делу, получили свою оценку, признаны допустимыми и достоверными, о чем в приговоре приведены мотивированные выводы, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Анализ приведенных в приговоре доказательств свидетельствует о том, что фактические обстоятельства дела судом установлены верно и в отношении Манчыы К.С. обоснованно постановлен обвинительный приговор, который (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года) в полной мере соответствует требованиям УПК РФ. В нем указаны обстоятельства преступного деяния, установленного судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности Манчыы К.С. в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификации его действий по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Данных, свидетельствующих о том, что фактические обстоятельства по делу установлены на основании недопустимых доказательств, не имеется.
Наказание Манчыы К.С. (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года) назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, смягчающих наказание обстоятельств - наличия "данные изъяты", явки с повинной, активного способствования раскрытию и расследованию преступления, полного признания вины в период предварительного следствия, положительной характеристики, а также отягчающего наказание обстоятельства - рецидива преступлений.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение при назначении наказания и влияющие на его справедливость, судом первой инстанции учтены в полной мере. Оснований для признания иных обстоятельств, в качестве смягчающих наказание Манчыы К.С, помимо установленных судом первой инстанции, не имеется. Нарушений требований уголовного закона при назначении Манчыы К.С. наказания судом не допущено, поскольку учтены все имеющиеся смягчающие наказание обстоятельства, прямо предусмотренные ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Суд обоснованно не нашел оснований для применения, при назначении осужденному наказания, положений ч. 6 ст. 15, ст. 64, ч. 3 ст. 68, ст. 73 УК РФ. Не находит таких оснований и судебная коллегия. В целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, суд правомерно пришел к выводу о необходимости назначения Манчыы К.С. наказания в виде реального лишения свободы, с учетом положений ч. 2 ст. 68 УК РФ, которое по своему виду и размеру является справедливым и соразмерным содеянному им, оснований считать назначенное наказание чрезмерно суровым, не имеется.
Приговор был предметом проверки в суде апелляционной инстанции, которым в полном объеме проверены доводы апелляционной жалобы адвоката и дополнения к ней осужденного. Выводы суда апелляционной инстанции и принятое им решение по делу надлежащим образом мотивированы. Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы и дополнений к ней осужденного, оснований для назначения Манчыы К.С. окончательного наказания по совокупности с наказанием, назначенным по приговору Кызылского районного суда Республики Тыва от 28.12.2017 года, у суда апелляционной инстанции не имелось. Выявив допущенные судом первой инстанции нарушения уголовного закона при назначении осужденному Манчыы К.С. наказания с применением положений ч. 5 ст. 69 УК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вследствие отсутствия апелляционного повода для усиления наказания и назначения наказания путем частичного сложения с наказанием по приговору от 28.12.2018 года, данный вопрос может быть рассмотрен в порядке исполнения приговора, согласно п. 10 ч. 1 ст. 397 УПК РФ. Утверждения осужденного об обратном, основаны на ошибочном толковании им положений закона. Доводы осужденного о необходимости назначения ему наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с положениями ст. 401.6 УПК РФ, пересмотр в кассационном порядке приговора, влекущий ухудшение положения осужденного, возможно лишь по кассационному представлению прокурора или кассационной жалобе потерпевшего, которые по настоящему делу отсутствуют.
Существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, не установлено. Оснований для отмены либо изменения состоявшихся судебных решений по делу, по доводам кассационной жалобы и дополнений к ней осужденного, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу и дополнения к ней осужденного Манчыы К.С. - оставить без удовлетворения.
Приговор Кызылского городского суда Республики Тыва от 16.06.2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва от 17.11.2021 года в отношении Манчыы Кежика Сайын-ооловича - оставить без изменения.
Председательствующий:
Е.М. Гринсон
Судьи:
С.Ж. ДамдиноваЕ.А. Чистякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.