Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Правительства Новосибирской области, поданную через суд первой инстанции 30 июня 2022 г, кассационную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, поданную через суд первой инстанции 7 июля 2022 г, на решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 16 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г.
по административному делу N 2а-47/2021 по административному исковому заявлению прокурора Каргатского района Новосибирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Новосибирской области, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании незаконным бездействия Правительства Новосибирской области, Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Пиотровской А.Е, представляющей интересы Правительства Новосибирской области, Катаевой К.Ю, представляющей интересы Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Каргатского района Новосибирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Новосибирской области, Департамента имущества и земельных, отношений Новосибирской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, возложении обязанности на Правительство Новосибирской области по принятию мер для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, возложении обязанности на Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области по включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сведений о сибиреязвенном скотомогильнике расположенном на земельном участке с кадастровым номером N сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N
Решением Чулымского районного суда Новосибирской области от 16 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г, административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N на территории Форпост - Каргатского сельсовета Каргатского района Новосибирской области; на Правительство Новосибирской области возложена обязанность принять меры для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на скотомогильник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N на территории Форпост - Каргатского сельсовета Каргатского района Новосибирской области; на Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области возложена обязанность включить в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сведения о скотомогильнике, расположенном на земельном участке с кадастровым номером N на территории Форпост - Каргатского сельсовета Каргатского района Новосибирской области.
В кассационной жалобе Правительство Новосибирской области просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права. Указывает, что скотомогильник, расположенный на территории с. Форпост-Каргат Форпост-Каргатского сельсовета Каргатского района, собственностью Новосибирской области не является, в реестре областного имущества не числится, у Правительства Новосибирской области отсутствуют правоустанавливающие документы на данный объект (сибиреязвенное захоронение). Судом неправомерно сделан вывод о том, что Правительство Новосибирской области обладает надлежащими полномочиями в отношении скотомогильника и незаконно бездействовало. Правительство не является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, Правительство Новосибирской области не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, и не имеет установленной законом или иным нормативным актом обязанности по регистрации прав на скотомогильники, не принадлежащие Новосибирской области. Вывод суда об обязании Правительства Новосибирской области принять меры по постановке на кадастровый учет, регистрации права на скотомогильник с учетом положений подпункта "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не состоятелен, поскольку вышеуказанным законом установлено право, а не обязанность субъекта Российской Федерации иметь в собственности скотомогильники. У Правительства Новосибирской области отсутствовало право и обязанность по включению в Реестр государственной собственности Новосибирской области спорного скотомогильника.
В кассационной жалобе Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права. Указание в Законе N 184-ФЗ на возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации скотомогильников (биотермических ям) само по себе не исключает возможности нахождения указанных объектов в иных формах собственности и не означает безусловного и автоматического обращения в региональную собственность всех находящихся на территории субъекта Российской Федерации скотомогильников (в том числе бесхозяйных). Вопросы в отношении бесхозяйных вещей регулируется статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой на бесхозяйную недвижимую вещь может быть приобретено только право муниципальной собственности на основании решения суда после проведения необходимой процедуры по постановке такой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления. Органы государственной власти Новосибирской области не обладают полномочиями по осуществлению действий, предусмотренных статьей 225 ГК РФ и направленных на приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Поскольку Новосибирская область не создавала спорный скотомогильник и не приобретала его по иным основаниям, предусмотренным законом, правоустанавливающие документы на спорный скотомогильник у Новосибирской области отсутствовали, что исключало возможность осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на этот объект. Полагает, что у департамента отсутствовало как право, так и обязанность по включению в Реестр государственной собственности Новосибирской области бесхозяйных скотомогильников.
Соблюдение департаментом требований нормативных правовых актов, запрещающих включение в Реестр сведений об имуществе, не принадлежащем Новосибирской области, в том числе бесхозяйном, не может расцениваться как незаконное бездействие.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Новосибирской области представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в ходе проверки, проведенной 6 октября 2020 г. прокуратурой Каргатского района Новосибирской области с участием главного государственного ветеринарного инспектора Каргатского и Убинского районов Новосибирской области, установлено, что на расстоянии "данные изъяты" км. от населенного пункта Форпост-Каргат Саргатского района Новосибирской области на север на земельном участке с кадастровым номером N располагается сибиреязвенный скотомогильник, представляющий собой участок площадью "данные изъяты" га, обнесенный земляным рвом, имеющий деревянные ворота на въезде и табличку "Сибирская язва".
В ходе проведения проверки собственник скотомогильника не установлен, контроль за использованием территории скотомогильника не осуществляется, в ведении администрации Форпост-Каргатского сельсовета Каргатского района Новосибирской области скотомогильник не находится, собственность на земельный участок, на котором находится скотомогильник, не разграничена, сведения о принадлежности данного скотомогильника в реестре государственной собственности Новосибирской области отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории Форпост-Каргатского сельсовета Каргатского района Новосибирской области является биологически опасным объектом; контроль за надлежащим содержанием сибиреязвенного скотомогильника отсутствует; скотомогильник относится к объектам недвижимого имущества и в силу закона является государственной собственностью. Нахождение скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Сведений о передаче полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации честного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию сибиреязвенного скотомогильника администрации Форпост - Карпатского сельсовета Каргатского эайона Новосибирской области ответчиками не представлено. Наличие на территории Форпост-Каргатского сельсовета Каргатского района Новосибирской области сибиреязвенного скотомогильника, не отвечающего требованиям СП 1.1.72629-10 "Профилактика сибирской язвы" сибиреязвенного скотомогильника может создать угрозу заражения грунта территории земель населенных пунктов разными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы суда и судебной коллегии являются правильными. Доводы кассационных жалоб не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 27).
В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона (пункт 5).
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии с частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
В силу пункта 8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 г. N 56 (действовавшего в спорный период, далее - Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10) почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").
Пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Согласно пункта 7.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют единую электронную базу сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию. Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор, составляют и не реже 1 раза в 5 лет вносят изменения в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов.
В соответствии с действовавшими до 1 января 2021 г. Ветеринарно-санитарные правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами (пункт 5.6).
В соответствии с нормами Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. N 626, действующих с 1 января 2021 г, утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (пункт 29). Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно (пункт 24).
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суды, исходя из того, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административные ответчики обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку административными ответчиками допущено оспариваемое бездействие при реализации полномочий.
Доводы административных ответчиков об обратном основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что Правительство Новосибирской области, как высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, обязано обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, при том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационных жалоб об отсутствии у административных ответчиков обязанности включения в соответствующий реестр бесхозяйного скотомогильника и оформления права собственности на него, поскольку в данном случае, указанное имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней.
В связи с чем, судами правомерно отмечено, что при наличии у Правительства области права зарегистрировать право собственности на скотомогильник, оформление прав на него, с учетом целей создания скотомогильников, является необходимым для защиты публичных интересов.
Суды также правомерно указали, что Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, исходя из его функций и полномочий, определенных Положением, утвержденным постановлением правительства Новосибирской области от 14 декабря 2016 г. N 428-П, обязан включить скотомогильник в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области.
Учитывая изложенное, ссылки административного ответчика на отсутствие правоустанавливающих документов на спорный скотомогильник, а также обязанности оформлять права на скотомогильники, являются несостоятельными.
Высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - Правительство Новосибирской области распоряжается и управляет собственностью области, обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников (биотермических ям, сибиреязвенных захоронений) возложена на данный орган, однако Правительством Новосибирской области не принимается необходимых мер по обращению бесхозяйного скотомогильника в собственность Новосибирской области; спорный скотомогильник, содержащий сибиреязвенные захоронения, не соответствует требованиям ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил.
Поскольку скотомогильники и сибиреязвенные захоронения должны соответствовать требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, подлежат приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, судом правомерно возложена обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами.
Вступление в силу с 1 января 2021 г. Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 г. N 626, и утрата силы Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, не свидетельствует об освобождении административных ответчиков от возложенной судом обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационных жалобах не приведено.
Доводы заявителей направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Чулымского районного суда Новосибирской области от 16 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 25 января 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.