Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Киренского муниципального района, поданную 18 июля 2022 г, на решение Киренского районного суда Иркутской области от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 января 2022 г.
по административному делу N 2а-105/2021 по административному исковому заявлению прокуратуры Киренского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию Киренского муниципального района обязанности организовать круглогодичную бесперебойную, беспрепятственную транспортную доступность.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Рубана А.В, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, подержавшего доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокуратура Киренского района Иркутской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратились в Киренский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию Киренского муниципального района организовать круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности проведена проверка исполнения Администрацией Киренского муниципального района полномочий по осуществлению дорожной деятельности на территории Киренского района. В ходе проверки установлено, что до с. Коршуново Киренского района отсутствует круглогодичная транспортная доступность для беспрепятственного проезда до данного населенного пункта, до с. Коршуново Киренского района отсутствует дорога с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда жителей населенного пункта.
Постановление мэра Киренского района от 21 февраля 2021 г. N 38 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в который включена дорога от д. Орлова до с. Коршуново, а до д. Орлова имеется один технологический проезд с ледовой переправой через р. Пилюда, открытого для всех видов транспорта ООО "ВитимЛес". Иная транспортная доступность от г. Киренска до с. Коршуново отсутствует.
Согласно пункту 11 статьи 9 Устава Киренского муниципального образования к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В с. Коршуново проживает 124 гражданина, а также находятся социальные объекты: школа с. Коршуново, детский сад с. Коршуново, ФАП, здание Почты России, СКДЦ "Созвездие", здание администрации, магазины. При наличии граждан, постоянно зарегистрированных по месту жительства в с. Коршуново, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность. Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Администрацией Киренского муниципального района полномочий по обеспечению жизнедеятельности жителей с. Коршуново в части исполнения законодательства в области автомобильных дорог и о дорожной деятельности в Российской Федерации, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения.
Кроме того, согласно заявлению главы Коршуновского муниципального образования в зимний период 2020-2021 г.г. из-за отсутствия дорожного сообщения до с. Коршуново отсутствовало дизельное топливо для дизельных электростанций, от которых обеспечивается электроснабжение в данном населенном пункте. В связи с этим на территории Коршуновского муниципального образования постановлением мэра Киренского района от 20 января 2021 г. N 34 был объявлен режим повышенной готовности. Отсутствие дорожного сообщения до с. Коршуново не позволило ООО "Киренскэнергосервис", обеспечивающего электроснабжением населения с. Коршуново, осуществить доставку дизельного топлива до населенного пункта и создало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Непринятие Администрацией Киренского муниципального района мер по организации дорожной деятельности и беспрепятственному проезду до Коршуновского муниципального образования может привести к прерыванию процесса электроснабжения с последующим причинением значительного материального ущерба муниципальному имуществу, а также частной собственности, нарушению прав граждан на получение качественных коммунальных услуг, продуктов питания в необходимых объемах.
Киренский район, в состав которого входит Коршуновское муниципальное образование, в соответствии с Постановлением СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 входит в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и отсутствие круглогодичной транспортной доступности в условиях проживания в районе, приравненному к Крайнему Северу, может привести к отсутствию продуктов питания, своевременному оказанию медицинской помощи и как следствие к возникновению чрезвычайной ситуации.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 23 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 января 2022 г, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Киренского муниципального района ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывают на неправильное толкование судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Указывают, что при подаче административного искового заявления, административным истцом не соблюдены требования статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из решения суда не усматривается, что при возложении обязанности на администрацию совершить действие, были признаны незаконными действия (бездействия) администрации, так же не усматривается, что были признаны не соответствующими нормативным правовым актам решения администрации. Судами не исследованы вопросы в порядке статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не дана оценка доводам ответчика о фактическом обеспечении транспортной доступности до с. Коршуново Киренского района посредством водного и авиатранспорта.
На кассационную жалобу прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что при осуществления надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности прокуратурой Киренского района Иркутской области была проведена проверка исполнения Администрацией Киренского муниципального района полномочий по осуществлению дорожной деятельности на территории Киренского района, по результатам которой установлено, что до с. Коршуново Киренского района отсутствует круглогодичная транспортная доступность для беспрепятственного проезда до данного населенного пункта.
В адрес мэра Киренского муниципального района 14 февраля 2020 г. внесено представление о недопустимости нарушения федерального законодательства по обеспечению жизнедеятельности жителей с. Коршуново в области автомобильных дорог и дорожной деятельности.
На представление Администрацией Киренского муниципального района 14 февраля 2020 г. направлен ответ о том, что принято решение об установлении публичного сервитута в границах арендуемого земельного участка в целях недопущения ограничения проезда к населенным пунктам. Также указано на начало строительства дороги в обход производственных объектов, которая на сегодняшний день не обустроена.
Сведений по вопросу обеспечения жизнедеятельности жителей с. Коршуново в области автомобильных дорог и дорожной деятельности не представлено.
Постановлением мэра Киренского района от 21 февраля 2021 г. N 38 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в который включена дорога от д. Орлова до с. Коршуново. До д. Орлова имеется один технологический проезд с ледовой переправой через р. Пилюда, открытого для всех видов транспорта ООО "ВитимЛес". Иная транспортная доступность от г. Киренска до с. Коршуново отсутствует.
На территории Коршуновского муниципального образования постановлением мэра Киренского района от 20 января 2021 г. N 34 также был объявлен режим повышенной готовности. Отсутствие дорожного сообщения до с. Коршуново не позволило ООО "Киренскэнергосервис", обеспечивающего электроснабжением населения с. Коршуново, осуществить доставку дизельного топлива до населенного пункта и создало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", оценив представленные доводы и доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям административного ответчика, сведений о выполнении обязанности не представлено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, с выводами суда первой инстанции согласился, отклонив доводы административного ответчика о том, что Администрацией Киренского муниципального района организована транспортная доступность до с. Коршуново Киренского района Иркутской области посредством воздушного сообщения в зимний период (вертолетом) 2 раза в месяц, речным транспортом в летний период, а также об отсутствии в настоящее время денежных средств на строительство дороги, поскольку нерегулярное воздушное и транспортное сообщение в определенный период времени не обеспечивает круглогодичную бесперебойную беспрепятственную транспортную доступность до с. Коршуново Киренского района, а отсутствие и недостаточность финансовых средств не является основанием неисполнения законодательства в области дорожной деятельности. Судебной коллегией указано также, что несоблюдение и ненадлежащее исполнение Администрацией Киренского муниципального района требований по обеспечению жизнедеятельности жителей с. Коршуново в части исполнения законодательства в области автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, непринятие мер по организации дорожной деятельности и беспрепятственному проезду до Коршуновского муниципального образования, нарушает права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, создает угрозу жизни и здоровью людей, дезорганизации работы учреждений социального обеспечения и других потребителей.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы правильными, доводы кассационной жалобы являлись предметом судебной проверки и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, получили правовую оценку, изложенную в судебных актах, выводы судов установленным обстоятельствам и материалам дела соответствуют.
Не могут повлечь отмену судебных актов доводы кассационной жалобы о несоответствии административного искового заявления, рассмотренного судами, требованиям статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку как разъяснено в абзаце 2 пункта 9 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ). Оспариваемые судебные акты указанным разъяснениям в полной мере соответствуют, доводы кассационной жалобы нарушение судами норм процессуального права не подтверждают.
Доводы жалобы об отсутствии оспариваемого бездействия в связи с организацией транспортного сообщения иными видами транспорта (водного и авиа) были оценены судами, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным обстоятельствам. Доводов, опровергающих выводы судов о бездействии административного ответчика при решении вопросов местного значения, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Администрации Киренского муниципального района удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Киренского районного суда Иркутской области от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 сентября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.