Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения "Атамановское", поданную 20 июля 2022 г, на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 мая 2022 г, по административному делу N 2а-298/2022 по административному исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении администрации городского поселения "Атамановское" к действиям.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Рубана А.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Читинского района Забайкальского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Читинский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Администрацию городского поселения "Атамановское" организовать обследование территорий в районе "адрес", домовладений по "адрес", пгт. Атамановка, затапливаемых на участке ручья Грязнуха, домовладений в районе "адрес" (в районе "болото"), домов с N по N по "адрес", пгт. Атамановка, и проведение необходимых изысканий специализированной организацией с целью выработки рекомендаций по предотвращению опасных гидрологических и гидрогеологических процессов.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Читинского района проведена проверка по обращению ФИО5 и других жителей, проживающих в домах по "адрес" в пгт. Атамановка, по вопросу затопления жилых домов и придомовой территории. В ходе проверки установлено, что с 2018 г. в результате интенсивного наледеобразования подвергаются затоплению водами придомовая территория, жилые дома и иные постройки в районе "адрес" в пгт. Атамановка, расположенные около ручья Грязнуха, в связи с чем проживание в домах становится невозможным. Причиной образования наледи является повышенная водность и признаки перехода к многоводному периоду позволяют прогнозировать на ближайшие несколько лет регулярное образование наледи с угрозой затопления домовладений. Несмотря на то, что ситуация с затоплением жилых домов, придомовых территорий происходит с 2018 г. администрацией п.г.т. "Атамановское" не решен вопрос о способе ее оптимального разрешения, в том числе с привлечением специалистов, имеющих соответствующие познания. Прокуратурой Читинского района 21 апреля 2021 г. главе городского поселения "Атамановское" было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако нарушения не устранены.
Проведена проверка по обращению ФИО6 по вопросу непринятия мер администрацией поселения в связи с затоплением подвала многоквартирного "адрес" в пгт. Атамановка. Установлено, что в летний период 2021 г. после обильных осадков в подвале указанного многоквартирного дома вышли на поверхность грунтовые воды, в связи с чем проживание заявительницы в "адрес" становится небезопасным для здоровья. Кроме этого, наличие грунтовых вод в подвале дома негативно влияет на конструкции многоквартирного дома, ухудшая их технические характеристики, которые в дальнейшем могут привести к аварийному состоянию дома. Оба случая затопления жилых домов находятся в тесной взаимосвязи. 12 ноября 2021 г. главе городского поселения "Атамановское" внесено представление об устранении нарушений закона, однако нарушения не устранены.
Проведена проверка по обращению ФИО7 о затоплении жилого дома по "адрес" в пгт. Атамановка, в связи с чем жилой дом пришел в аварийное состояние и проживание в нем невозможно. Проверкой установлено, что указанное жилое помещение, в котором проживают ФИО7 с супругом, в установленном порядке признано непригодным для проживания в связи с повреждениями, полученными в том числе в связи с систематическим затоплением грунтовыми водами. В ходе осмотра 26 августа 2021 г. специалистами администрации п.г.т. "Атамановское" домовладения Крохалевых, установлено, что в подвале дома имеются грунтовые воды, что связано с расположением жилых домов в болотистой местности.
В связи с особенностями местности и многоводным периодом затоплению грантовыми водами подвергаются домовладения по "адрес" (от домов N до N), по "адрес" в пгт. Атамановка.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от 25 мая 2022 г, административные требования удовлетворены, на администрацию городского поселения "Атамановское" возложена обязанность организовать обследование территорий в районе "адрес", домовладений по "адрес" в пгт. Атамановка затапливаемых на участке ручья Грязнуха, домовладений в районе "адрес" (в районе "болото"), домов с N по N по "адрес" в пгт. Атмановка, и проведение необходимых изысканий специализированной организации с целью выработки рекомендаций по предотвращению последствий опасных гидрологических и гидрогеологических процессов.
В кассационной жалобе администрация городского поселения "Атамановское" ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают, что Администрацией незаконного бездействия не допущено, были предприняты все возможные меры для решения проблемы с подтоплением, проводились консультации, вместе с тем, привлечение организаций, имеющих специальные познания в данной области, требует значительных затрат, которыми Администрация не располагает. Ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории поселения отсутствует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в связи с подъемом уровня грунтовых вод. Из судебных актов не следует выводов о том, каким образом понуждение Администрации на совершение определенных действий в соответствии с решением суда восстановит нарушенные права граждан. Длительное время отсутствие возможности изыскать специализированную организацию со специалистами, обладающими специальными познаниями, ввиду отсутствия заявок от таких организаций приводит к неисполнимости решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Забайкальского края, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), в соответствии с частью 2 статьи 11 которого органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, реализация полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Уставом муниципальное образование Атамановское имеет статус городского поселения.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами материального права, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку выполнение мероприятий, являющихся предметом требований, является обязанностью администрации городского поселения "Атамановское", вместе с тем, мер, направленных на выполнение мероприятий, необходимых для устранения и предотвращения в дальнейшем негативного воздействия вод на жилище и жизнедеятельность граждан, не предпринято, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, с выводами суда согласилась, отклонив как не обоснованные доводы административного ответчика об отсутствии необходимых средств.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Указание в кассационной жалобе на проведенные мероприятия с привлечением специалистов, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку результат, направленный на установление причин и предотвращение последствий опасных гидрологических и гидрогеологических процессов не получен.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций опровергаются материалами дела, выводы, изложенные административным истцом, полученные в ходе проведенных проверок, в ходе рассмотрения дела нашли подтверждение и получили оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы кассационной жалобы о сознательном выборе гражданами места проживания, при наличии информации о выходе грунтовых вод на поверхность и постоянном подтоплении жилых домов, поскольку указанное не свидетельствует об отсутствии обязанности административного ответчика по решению вопросов местного значения.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба администрации городского поселения "Атамановское" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 мая 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренными статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 сентября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.