Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края, поданную 22 июля 2022 г, на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 г, по административному делу N 2-69/2022 по административному исковому заявлению прокурор Каларского района в интересах неопределённого круга лиц о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края создать манёвренный жилищный фонд Каларского муниципального округа в количестве необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья манёвренного фонда.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, выслушав прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Каларского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Каларский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края создать манёвренный жилищный фонд Каларского муниципального округа в количестве необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья манёвренного фонда.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Каларского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в границах Каларского муниципального округа. Установлено, что на территории Каларского муниципального округа маневренный жилой фонд отсутствует.
Решением Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 г, административные требования удовлетворены, на администрацию Каларского муниципального округа Забайкальского края возложена обязанность создать манёвренный жилищный фонд Каларского муниципального округа Забайкальского края в количестве необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья манёвренного фонда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрация Каларского муниципального района Забайкальского края ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают на неправильное толкование судом норм материального права. Настаивают, что отсутствие одного из видов жилищного фонда в Каларском муниципальном округе Забайкальского края, в данном случае маневренного, свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства, требующих судебной защиты. Полагают, что возложенная обязанность является неопределенной, что приведет к затруднению исполнения решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Забайкальского края, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа отнесено - обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления городского округа.
В соответствии с "Уставом Каларского муниципального округа Забайкальского края", принятым решением Совета Каларского муниципального округа от 18 декабря 2020 г. N 19, муниципальное образование имеет статус городского округа.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения Каларского муниципального округа отнесено обеспечение проживающих в муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Совета Каларского муниципального округа Забайкальского края от 24 сентября 2021 г. N 135 утверждено Положение о порядке формирования и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Каларского муниципального округа Забайкальского края. Пунктом 2.4. Положения определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в том числе относятся жилые помещения маневренного фонда. Отнесение жилого помещения к маневренному фонду осуществляется изданием постановления администрации (пункт 2.3 Положения).
Распоряжением администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края от 29 октября 2021 г. N жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес" отнесено к маневренному жилому фонду. Согласно представленным пояснениям, жилое помещение свободно.
Согласно сведениям, представленным администрацией Каларского муниципального округа Забайкальского края при проведении прокуратурой Каларского района в Каларском муниципальном округе имеется аварийный жилищный фонд в количестве 360 жилых домов. В данном жилом фонде проживают 304 семьи, 771 человек.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что многоквартирные дома в количестве 360 домов в установленном законом порядке признаны аварийными, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной обрушением домов, мероприятия по отселению из многоквартирных домов, в том числе, создание необходимо количества жилых помещений маневренного фонда, должны быть проведены заблаговременно.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, проверяя законность решения, с выводами суда согласилась, отклонив доводы административного ответчика о том, что органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не обязываются. Указано также, что отсутствие в достаточном количестве маневренного жилищного фонда на территории городского округа создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья. Таким образом, бездействие администрации Каларского муниципального округа Забайкальского края по непринятию мер по созданию на территории муниципального округа маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводы судов не опровергают, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Доводы кассационной жалобы о принятых мерах по созданию маневренного жилищного фонда на территории городского округа являлись предметом судебной оценки в судах, с учетом установленных обстоятельств, выводы суда о явной недостаточности принятых мер по созданию жилого фонда, представляются правильными. Указание заявителем жалобы на то, что предоставление жилого помещения маневренного фонда является одним из способов реализации жилищных прав граждан, при отсутствии иных сведений о принятых органом местного самоуправления мер по реализации полномочий по вопросам местного значения, выводов судов о бездействия и наличии оснований для возложения спорной обязанности не опровергает.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о неисполнимости судебных актов, поскольку указанные доводы носят характер субъективной оценки заявителем обстоятельств спора, нарушение судами норм права не подтверждают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 25 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 сентября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.