Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анисимова Геннадия Александровича, поданную через суд первой инстанции 25 июля 2022 г, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 г.
по административному делу N 2а-4012/2021 по административному исковому заявлению Анисимова Геннадия Александровича к Администрации г. Иркутска об оспаривании нормативно правового акта.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Анисимов Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня утверждения Проект планировки территории планировочного элемента Л-04-29, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 21 июля 2020 г. N в части установления красных линий на отрезке от точки N 566 до точки N 568.
Требования мотивирует тем, что является собственником нежилого здания по адресу: "адрес". С момента приобретения здания в собственность, с декабря 2018 г, он пытался приобрести земельный участок, расположенный под зданием в собственность. 2 июля 2020 г. он обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и 28 июля 2020 г. получено распоряжение N о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения. Во исполнение указанного распоряжения, на основании заявления Анисимова Г.А, кадастровым инженером проведены кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения участка на кадастровом плане территории. 6 апреля 2021 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ему присвоен кадастровый номер: N. После выполнения условий, предусмотренных распоряжением N от 28 июля 2020 г. Анисимов Г.А. обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако 20 мая 2021 г. было получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование отказа Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска указано, что в соответствии с проектом планировки планировочного элемента Л-04-29, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 21 июля 2020 г. N, указанный земельный участок расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения, установлена красная линия, в границах которой планируется размещение объектов транспортной инфраструктуры - планируемые улицы и дороги местного значения, пересекающая земельный участок на отрезке т. N 566-до т. N 568 и проходит по задней стенке нежилого здания, принадлежащего истцу на праве собственности с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес" без учетов наличия отмостков, проездов к нему и площади, необходимой для организации обслуживания и ремонта стен здания, его крыши и других конструктивных элементов. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, спорный земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, был ранее сформирован и находился в пользовании истца. Следовательно, при установлении красных линий уполномоченный орган должен учитывать наличие ранее сформированного участка, исходя из того, что спорный земельный участок сформирован с учетом минимальных размеров, необходимых для эксплуатации существующего здания - склада (на основании п. 5.2 СП 18.13330.2019).
Кроме того, в приложении N 5 к постановлению администрации города Иркутска от 21 июля 2020 г. N в таблице N 4 указано расположение объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования объектов капитального строительства и жизнедеятельности граждан. Однако сведений о размещении таких объектов на улице 6 Линия так же не имеется. Признание постановления администрации города Иркутска от 21 июля 2020 г. N в части установления красных линий на отрезке от т. N 566 до т. N 568 незаконным устранит нарушение прав административного истца, появится возможность предоставления данного земельного участка в собственность, и, следовательно, будет соблюден принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, закрепленный в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов кассационной жалобы администрацией г. Иркутска, прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 7 сентября 2018 г. распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска N 944-02-417/8 принято решение о подготовке проекта планировки территории планировочного элемента Л-04-29.
Решение опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 11 сентября 2018 г. N 38 (781) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска.
Публичные слушания по проекту планировки назначены распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 11 октября 2019 г. N 944-02-267/9 "О назначении публичных слушаний по проекту планировки территорий планировочного элемента Л-04-29".
Распоряжение было опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 15 октября 2019 г. N 44 (841) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска.
План работы по подготовке и проведению общественных обсуждений с 15 октября 2019 г. размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на портале органов местного самоуправления города Иркутска, а также опубликован в газете "Иркутск официальный" от 15 октября 2019 г. N44(841).
Публичные слушания по проекту планировки проведены 27 ноября 2019 г. по адресу: "адрес" (актовый зал).
В соответствии с протоколом публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента Л-04-29 от 27 ноября 2019 г. зарегистрировано в установленном законодательством порядке 13 участников публичных слушаний.
По результатам проведенных публичных слушаний было составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента Л-04-29.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента Л-04-29 опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 10 декабря 2019 г. N 52 (849), а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска (www.admirkutsk.ru).
В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента Л-04-29 замечаний от Анисимова Г.А. не поступало, участником публичных слушаний он не являлся.
Постановлением администрации г. Иркутска от 21 июля 2020 г. N утвержден проект межевания территории планировочного элемента Л-04-29, включая проект межевания территории Планировочного элемента Л-04-29.
Административный истец является собственником нежилого помещения общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 11 статьи 1, пункта 4 части 1 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3, пунктов 1 и 3 части 5, части 6, пункта 2 части 7 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 26, частей 1, 4 и 5 статьи 41, частей 1 и 3 статьи 42, частей 5, 10, 13 статьи 45, частей 1, 3, 5, 9, 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3, 1.4 Положения о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, принятого решением Думы города Иркутска от 31 августа 2005 г. N 004-20-160180/5, Местными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными решением Думы города Иркутска от 21 марта 2016 г. N 006-20-190279/6, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, который принят администрацией города Иркутска в пределах предоставленных полномочий, нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не допущено, оспариваемое постановление принято в надлежащей форме, опубликовано в официальном печатном издании, несоответствие положениям нормативных правовых актов, имеющих большую правовую силу не установлено.
Давая оценку доводам административного истца в части обоснованности установления красных линий в спорных координатах, суд указал, что изменение красных линий в целях перераспределения испрашиваемого земельного участка приведет к сокращению нормативной ширины красных линий, которыми ограничен объект транспортной инфраструктуры, а именно улица местного значения ("адрес").
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Довод о внесенных в период принятия оспариваемого нормативного правового акта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен по мотивам, изложенным в судебных актах.
Указание на нарушение административным ответчиком положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации ошибочно, основано на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка на невозможность реализации права на приобретение земельного участка под объектом недвижимости на наличие оснований для отмены судебных актов не указывает, поскольку, как правильно отметили суды, исключительное право, регламентированное статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено в случаях, предусмотренных законодателем.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.