Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Пушкаревой Н.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Карымское", поданную 16 августа 2022 г, на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 года, по административному делу N 2а-157/2022 по административному исковому заявлению Прокуратуры Карымского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации городского поселения "Карымское" незаконным, возложении обязанности совершить действие, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Антипова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокуратура Карымского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к администрации городского поселения "Карымское" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда; обязании создать маневренный жилищный фонд городского поселения "Карымское". В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карымского района Забайкальского края по обращению ФИО1 проведена проверка исполнения администрацией городского поселения "Карымское" жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на территории городского поселения "Карымское" отсутствует, мер к его созданию не принято. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья. Непринятие администрацией городского поселения "Карымское" мер по созданию на территории поселения маневренного жилищного фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального района "Карымский район".
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 16 августа 2022 года, администрация городского поселения "Карымское" ставит вопрос об отмене решения Карымского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального права и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о единстве судебной практики.
От Прокуратуры Забайкальского края поступили возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Карымского района Забайкальского края по обращению ФИО1 и ФИО2 проведена проверка соблюдения администрацией городского поселения "Карымское" жилищного законодательства в части маневренного жилищного фонда, входе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на территории городского поселения "Карымское" отсутствует, мер к его созданию не принято.
На территории городского поселения "Карымское" признаны аварийными и подлежащими сносу 4 многоквартирных дома с установлением срока отселения физических лиц до 31.12.2028 и до 31.12.2030. На момент рассмотрения дела многоквартирные дома эксплуатируются, при этом с момента признания их аварийными, какие-либо работы по поддержанию домов в работоспособном состоянии не проводились. Проживание в аварийных домах представляет опасность для жизни и здоровья лиц, проживающих в данных жилых домах, так как имеется реальная угроза их самопроизвольного разрушения, что в свою очередь влечет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью как лиц, проживающих в вышеуказанных домах, так и неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями части 1 статьи 1, части 2 статьи 19, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1, части статьи 92, статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что поскольку аварийные дома, подлежащие сносу, представляют опасность для граждан, проживающих в данных домах, администрация городского поселения "Карымское" муниципального района "Карымский район" в силу возложенных на нее законом обязанностей обязана создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан, пришел к выводу о том, что непринятие административным ответчиком должных мер по созданию маневренного жилого фонда свидетельствует о незаконном бездействии.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа отнесено - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан.
Из анализа указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом городского поселения "Карымское" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края к вопросам местного значения отнесено обеспечение проживающих в городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, в том наличие аварийного жилья на территории городского поселения "Карымское", исходя из того, что отсутствие маневренного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории городского поселения "Карымское", создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска являются правильными.
Бездействие административного ответчика по непринятию мер по созданию на территории муниципального округа маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводы судов не опровергают, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии единства судебной практики, поскольку указанные доводы носят характер субъективной оценки заявителем обстоятельств спора, нарушение судами норм права не подтверждают.
Доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 24 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.