Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-226/2021 (УИД 22RS0025-01-2021-000242-03) по иску Мараджабова Давронжона Дадоматовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Мараджабова Давронжона Дадоматовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мараджабов Давронжон Дадоматович (далее по тексту - Мараджабов Д.Д, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное), ответчик) о включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы.
Требования мотивированы тем, что 21 декабря 2020 г. обратился в Косихинский отдел пенсионного фонда Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Троицком районе (межрайонное) по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого страхового и специального стажа, указано, что страховой стаж составил 14 лет 3 месяца 15 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по представленным документам не засчитаны следующие периоды работы:
- с 13 июля 1987 г. по 2 ноября 1987 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" РММ в качестве ученика слесаря на шахтной поверхности;
- с 2 ноября 1987 г. по 9 декабря 1987 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" в мехслужбе в качестве слесаря по ремонту самоходного оборудования 2 разряда на шахтной поверхности;
- с 20 декабря 1989 г. по 1 января 1990 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ и добычи в качестве слесаря по ремонту горного оборудования 3 разряда с полным рабочим днем под землей;
- с 1 января 1990 г. по 1 июня 1991 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ и добычи в качестве дорожно-путевого рабочего 1 разряда с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1991 г. по 1 января 1993 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве машиниста электровоза 3 разряда с полным рабочим днем под землей;
- с 1 января 1993 г. по 7 мая 1996 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве машиниста электровоза 5 разряда с полным рабочим днем под землей;
- с 13 января 1997 г. по 16 декабря 1997 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве машиниста электровоза 4 разряда с полным рабочим днем под землей;
- с 16 декабря 1997 г. по 1 июня 1999 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве горного мастера 8 разряда;
- с 1 июня 1999 г. по 1 марта 2000 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на подземном горном участке в качестве горного мастера по 8 разряду, горнорабочего машиниста ПДМ 4 разряда с полным рабочим днем под землей;
- с 11 ноября 2000 г. по 23 июля 2007 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве начальника участка ВШТ с полным рабочим днем под землей.
Так же в общий страховой стаж не включен период работы с 1 января 2002 г. по 23 июля 2007 г, поскольку за данный период отсутствует информация об уплате страховых взносов.
Отказ во включении указанных периодов работы пенсионный орган мотивировал тем, что в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение отсутствует информация о том, предусмотрены ли профессии (ученика слесаря на шахтной поверхности, слесаря по ремонту самоходного оборудования, слесаря по ремонту горного оборудования дорожно-путевого рабочего, машиниста электровоза, горного мастера, горнорабочего машиниста ПДМ, начальника участка ВШТ), дающие право на досрочную пенсию по Республике Таджикистан для оценки права на аналогичных условиях в Российской Федерации.
Кроме того, до призыва в армию и после службы в армии истец работал на работах с тяжелыми условиями труда, поэтому период с 21 декабря 1987 г. по 2 ноября 1989 г. - служба в рядах Советской Армии подлежит зачету в специальный стаж, как и период обучения Мараджабова Д.Д. в среднем профессионально-техническом училище N 74 Аштского района с 1 сентября 1986 г. по 24 июня 1987 г.
С учетом изложенного просил признать незаконным решение УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, обязать УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения пенсии по старости указанные в иске периоды работы и службы, назначить Мараджабову Д.Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 декабря 2020 г.
Решением Косихинского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2021 г. уточненные исковые требования Мараджабова Д.Д. удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N об отказе Мараджабову Д.Д. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, на УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Мараджабову Д.Д. следующие периоды работы и службы:
- с 2 ноября 1987 г. по 9 декабря 1987 г. слесарем по ремонту самоходного оборудования в мехслужбе подземного рудника на шахтной поверхности;
- с 21 декабря 1987 г. по 2 ноября 1989 г. служба в рядах Советской Армии;
- с 20 декабря 1989 г. по 31 декабря 1989 г. слесарем по ремонту горного оборудования на участок ВШТ и добычи подземного рудника с полным рабочим днем под землей;
- с 1 января 1990 г. по 31 мая 1991 г. дорожно-путевым рабочим участка ВШТ с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1991 г. по 7 мая 1996 г. машинистом электровоза участка ВШТ подземного рудника Алтын-Топкан с полным рабочим днем под землей;
- с 13 января 1997 г. по 15 декабря 1997 г. машинистом электровоза участка внутри-шахтного транспорта с полным рабочим днем под землей;
- с 16 декабря 1997 г. по 31 мая 1999 г. горным мастером участка внутри-шахтного транспорта с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1999 г. по 28 февраля 2000 г. горно-рабочим машинистом погрузо-доставочной машины горного участка с полным рабочим днем под землей;
- с 11 ноября 2000 г. по 23 июля 2007 г. в должности начальника участка.
Также на УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Мараджабову Д.Д. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Кроме того с УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) в пользу Мараджабова Д.Д. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 7 декабря 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 декабря 2021 г. дело возвращено в Косихинский районный суд Алтайского края для вынесения дополнительного решения и выполнения требований статьи 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Косихинского районного суда от 14 марта 2022 г. производство в части требований о включении периода обучения Мараджабова Д.Д. в среднем профессионально-техническом училище N 74 Аштского района с 1 сентября 1986 г. по 24 июня 1987 г. прекращено в связи с отказом истца в этой части от заявленных исковых требований.
Дополнительным решением Косихинского районного суда Алтайского края от 14 марта 2022 г. постановлено обязать правопреемника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Мараджабова Д.Д. следующие периоды работы и службы:
- с 2 ноября 1987 г. по 9 декабря 1987 г. слесарем по ремонту самоходного оборудования в мехслужбе подземного рудника на шахтной поверхности;
- с 21 декабря 1987 г. по 2 ноября 1989 г. служба в рядах Советской Армии;
- с 20 декабря 1989 г. по 31 декабря 1989 г. слесарем по ремонту горного оборудования на участок ВШТ и добычи подземного рудника с полным рабочим днем под землей;
- с 1 января 1990 г. по 31 мая 1991 г. дорожно-путевым рабочим участка ВШТ с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1991 г. по 7 мая 1996 г. машинистом электровоза участка ВШТ подземного рудника Алтын-Топкан с полным рабочим днем под землей;
- с 13 января 1997 г. по 15 декабря 1997 г. машинистом электровоза участка внутри-шахтного транспорта с полным рабочим днем под землей;
- с 16 декабря 1997 г. по 31 мая 1999 г. горным мастером участка внутри-шахтного транспорта с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1999 г. по 28 февраля 2000 г. горно-рабочим машинистом погрузо-доставочной машины горного участка с полным рабочим днем под землей;
- с 11 ноября 2000 г. по 23 июля 2007 г. в должности начальника участка.
Обязать правопреемника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицком районе (межрайонное) - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Мараджабову Д.Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 (так в документе) части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 декабря 2020 г.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г. решение Косихинского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2021 г. и дополнительное решение Косихинского районного суда Алтайского края от 14 марта 2022 г. отменены в части признания незаконным решения УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N об отказе Мараджабову Д.Д. в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложения обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Мараджабову Д.Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 декабря 2020 г. Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Косихинского районного суда Алтайского края от 14 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Мараджабов Д.Д. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 21 декабря 2020 г. Мараджабов Д.Д. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Троицком районе (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N Мараджабову Д.Д. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсия" в связи с отсутствием необходимого страхового и специального стажа.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсия" по представленным документам не засчитаны следующие периоды работы:
с 13 июля 1987 г. по 2 ноября 1987 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" РММ в качестве ученика слесаря на шахтной поверхности;
с 2 ноября 1987 г. по 9 декабря 1987 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" в мехслужбе в качестве слесаря по ремонту самоходного оборудования 2 разряда на шахтной поверхности;
с 20 декабря 1989 г. по 1 января 1990 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ и добычи в качестве слесаря по ремонту горного оборудования 3 разряда с полным рабочим днем под землей;
с 1 января 1990 г. по 1 июня 1991 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ и добычи в качестве дорожно-путевого рабочего 1 разряда с полным рабочим днем под землей;
с 1 июня 1991 г. по 1 января 1993 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве машиниста электровоза 3 разряда с полным рабочим днем под землей;
с 1 января 1993 г. по 7 мая 1996 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве машиниста электровоза 5 разряда с полным рабочим днем под землей;
с 13 января 1997 г. по 16 декабря 1997 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве машиниста электровоза 4 разряда с полным рабочим днем под землей;
с 16 декабря 1997 г. по 1 июня 1999 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве горного мастера 8 разряда;
с 1 июня 1999 г. по 1 марта 2000 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на подземном горном участке в качестве горного мастера по 8 разряду, горнорабочего машиниста ПДМ 4 разряда с полным рабочим днем под землей;
с 11 ноября 2000 г. по 23 июля 2007 г. на подземном руднике "Алтын-Топкан" на участке ВШТ в качестве начальника участка ВШТ с полным рабочим днем под землей.
Кроме того, в общий страховой стаж не включен период работы с 1 января 2002 г. по 23 июля 2007 г, т.к. за данный период отсутствует информация об уплате страховых взносов.
Отказ во включении указанных периодов работы пенсионным органом мотивирован тем, что в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение отсутствует информация о том, предусмотрены ли профессии (ученика слесаря на шахтной поверхности, слесаря по ремонту самоходного оборудования, слесаря по ремонту горного оборудования дорожно-путевого рабочего, машиниста электровоза, горного мастера, горнорабочего машиниста ПДМ, начальника участка ВШТ), дающие право на досрочную пенсию по Республике Таджикистан для оценки права на аналогичных условиях в Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исследовав справки, полученные по запросу суда из Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан, уточняющие особый характер работ и условий труда и подтверждающие постоянную занятость на льготных работах Мараджабова Д.Д, справки, выданные Алтын-Топканским рудоуправлением N от 3 августа 2007 г. и N от 17 февраля 2016 г, представленные истцом пенсионному органу, сделал вывод о том, что спорные периоды работы ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж истца, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая доказательства, подтверждающих характер и условия работы истца полный рабочий день в спорные периоды, который приходится на период трудовой деятельности истца по профессии, предусмотренной Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, и дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции решением и дополнительным решением в специальный стаж Мараджабова Д.Д. включил следующие периоды:
- с 2 ноября 1987 г. по 9 декабря 1987 г. слесарем по ремонту самоходного оборудования в мехслужбе подземного рудника на шахтной поверхности;
- с 21 декабря 1987 г. по 2 ноября 1989 г. служба в рядах Советской Армии;
- с 20 декабря 1989 г. по 31 декабря 1989 г. слесарем по ремонту горного оборудования на участок ВШТ и добычи подземного рудника с полным рабочим днем под землей;
- с 1 января 1990 г. по 31 мая 1991 г. дорожно-путевым рабочим участка ВШТ с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1991 г. по 7 мая 1996 г. машинистом электровоза участка ВШТ подземного рудника Алтын-Топкан с полным рабочим днем под землей;
- с 13 января 1997 г. по 15 декабря 1997 г. машинистом электровоза участка внутри-шахтного транспорта с полным рабочим днем под землей;
- с 16 декабря 1997 г. по 31 мая 1999 г. горным мастером участка внутри-шахтного транспорта с полным рабочим днем под землей;
- с 1 июня 1999 г. по 28 февраля 2000 г. горно-рабочим машинистом погрузо-доставочной машины горного участка с полным рабочим днем под землей;
- с 11 ноября 2000 г. по 23 июля 2007 г. в должности начальника участка.
В данной части решение суда сторонами не обжаловалось и законность его в указанной части судом апелляционной инстанции не проверялась.
Кроме того, суд первой инстанции признал незаконным УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N об отказе Мараджабову Д.Д. в назначении досрочной страховой пенсии по старости и обязал правопреемника ответчика - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" с 21 декабря 2020 г.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые условия для назначения пенсии Мараджабову Д.Д. к 21 декабря 2020 г. наступили, специальный стаж истца на 21 декабря 2020 г. составил 16 лет 3 месяца 26 дней, страховой стаж 23 года 9 месяцев 19 дней.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения УПФР в Троицком районе Алтайского края (межрайонное) от 28 апреля 2021 г. N об отказе Мараджабову Д.Д. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при обращении Мараджабова Д.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 21 декабря 2020 г. его страховой стаж составлял менее 20 лет, соответственно, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на назначение пенсии у истца с момента обращения в пенсионный орган не возникло.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном акте, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утратили силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 3, 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
До 31 декабря 2014 г. пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 1 января 2002 г. С 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначения пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включается, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце "б" подпункта 4 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление.
Содержащийся в пункте 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень трудовой и иной общественно-полезной деятельности не предусматривает включение в общий трудовой стаж периодов обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Указанные периоды обучения включаются в общий трудовой стаж в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 названного Федерального закона.
Если гражданином выбран вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо если такой порядок расчета является наиболее выгодным для гражданина, то под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 г, в которую включаются в частности периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Одновременное применение положений пункта 3 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении стажа законодательством не предусмотрено.
С учетом приведенного правового регулирования, правила, установленные пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривают включение периодов обучения в стаж, учитываемый при назначении пенсии.
Период обучения, заявленный истцом, мог быть учтен ответчиком только при исчислении его общего трудового стажа с применением порядка назначения пенсии, установленного пунктом 4 статьи 30 указанного Федерального закона, однако такое исчисление приведет к уменьшению стажа по сравнению с ранее установленным.
Из представленного ответчиком расчета следует, что страховой стаж истца, исчисленный по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составляет 12 лет 11 месяцев 15 дней, при расчете по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 15 лет 7 месяцев 21 день, при этом период обучения включен в общий трудовой стаж.
Приведенные в кассационной жалобе Мараджабова Д.Д. доводы о том, что ему неправильно произведен расчет стажа не могут быть признаны обоснованными, поскольку суд апелляционной инстанций, проанализировав варианты расчета в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", представленные ответчиком, обоснованно согласился с позицией ответчика и произведенным расчетом, в связи с чем пришел в правильному выводу о том, что не подлежат включению в стаж истца одновременно все заявленные им периоды без выбора применения расчета размера пенсии по пункта 3 или пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы отмену оспариваемого судебного акта не влекут, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мараджабова Давронжона Дадоматовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.