Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Ковалевской В.В, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1699/2021 (УИД 38RS0033-01-2021-001704-31) по иску федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" министерства обороны Российской Федерации к Шатилову Андрею Викторовичу, Шатилову Юрию Андреевичу, Шатиловой Анастасии Андреевне, Шатиловой Наталье Владимировне о понуждении к исполнению соглашения, по встречному иску Шатиловой Натальи Владимировны к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" министерства обороны Российской Федерации о признании соглашения недействительным в части, признании права пользования служебным жилым помещением, по кассационной жалобе Шатиловой Натальи Владимировны на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 28.04.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29.04.2022.
установила:
федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") обратилось в суд с иском к Шатилову А.В, Шатилову Ю.А, Шатиловой А.А, Шатиловой Н.В, в котором просит возложить обязанность по исполнению обязательств, вытекающих из соглашения о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет по освобождению жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; снятию с регистрационного учета по указанному адресу Шатилова Ю.А, Шатиловой Н.В.; представлению в территориальный отдел "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" справки о закрытии финансово-лицевого счета, справки о снятии с регистрационного учета, акта технического состояния спорного жилого помещения и ключей от жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что ответчики Шатилов Ю.А, Шатилова А.А, Шатилова Н.В. вселены в жилое помещение жилищного фонда министерства обороны Российской Федерации по адресу: "адрес" на основании ордера от 27.08.2001 N 74, в связи с прохождением Шатиловым А.В. военной службы. Между ответчиками и истцом 25.11.2019 заключено соглашение, являющееся неотъемлемой частью договора найма (ордера), о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев с момента перечисления на расчетный счет Шатилова А.В. жилищной субсидии. Согласно платежному поручению от 12.02.2020 N 502297 на расчетный счет Шатилова А.В. перечислена жилищная субсидия в размере 6 832 930, 50 руб. Таким образом, срок исполнения соглашения от 25.11.2019 истек 12.06.2020. До настоящего времени ответчиками соглашение не исполнено. Кроме того, Шатилов А.В. уволен и исключен из списков личного состава части, что подтверждается выпиской из приказа от 10.04.2019 N 76. Направленное в досудебном порядке уведомление от 19.08.2020 N 08-03/2702 о необходимости освободить удерживаемое жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в рамках действующего соглашения от 25.11.2019, ответчики проигнорировали. В связи с перечислением, жилищной субсидий на банковский счет военнослужащего решением начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России (правопредшественник ФГАУ "Росжилкомплекс") от 14.02.2020 N 08-03/1 Шатилов А.В. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Шатилова Н.В. обратилась в суд со встречным иском, в котором просит признать недействительным пункт 3 соглашения от 25.11.2019, заключенного между 3 отделом (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России и Шатиловым А.В. об обязании ее освободить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", сняться с регистрационного учета, сдать ордер, предоставить сведения о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметкой о закрытии счета и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения: управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию после Перевода Шатилова А.В. к новому месту прохождения службы, увольнения его с военной службы, а также приобретения жилого помещения; признать за ней право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; отказать в удовлетворении, требований к ней об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", снятии с регистрационного учета, сдачи ордера, предоставлении сведений о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметкой о закрытии счета и отсутствии задолженности, копии акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию.
Требования мотивированы тем, что соглашение об освобождении жилого помещения является недействительной сделкой, и ее невозможно выселить без предоставления другого жилого помещения. Шатилова Н.В. проходила военную службу с 26.01.1993 по 24.06.2007, на дату вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации ее стаж военной службы составлял более 10 лет. Приказом начальника департамента жилищной политики от 30.05.2018 N 580-08-00328/18 она признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следовательно, в соответствии со статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР во взаимодействии со статьями 4 и 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", ее невозможно выселить из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Пункт 3 соглашения от 25.11.2019, заключенного между 3 отделом (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" минобороны России и Шатиловым А.В, в части обязания Шатиловой Н.В. выполнить определенные действия, недействителен по основанию, предусмотренному статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 ГК РФ. Такая сделка направлена на незаконное лишение жилища.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 23.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29.04.2022, исковые требования ФГАУ "Росжилкомплекс" удовлетворены частично, в удовлетворении встречных исковых требований Шатиловой Н.В. отказано.
На Шатилова А.В, Шатилова Ю.А, Шатилову А.А, Шатилову Н.В. возложена обязанность по исполнению обязательств, вытекающих из соглашения о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет: по освобождению жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; по снятию с регистрационного учета по указанному адресу Шатиловой Н.В.; представлению в территориальный отдел "Иркутский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" справки о закрытии финансово-лицевого счета, справки о снятии с регистрационного учета, акта технического состояния спорного жилого помещения и ключей от жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
С Шатилова. А.В, Шатилова Ю.А, Шатиловой А.А, Шатиловой Н.В. взыскана в бюджет г. Иркутска государственная пошлина в размере 300 руб. в равных долях по 75 руб. с каждого. В удовлетворении исковых требовании ФГАУ "Росжилкомплекс" о возложении обязанности по снятию с регистрационного учета Шатилова Ю.А. по адресу: "адрес" отказано. В удовлетворении встречных исковых требований Шатиловой Н.В. к ФГАУ "Росжилкомплекс" отказано полностью.
Не согласившись с указанными судебными актами Шатилова Н.В. обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения дела в ином составе судей.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: суды нарушили права и законные интересы Шатиловой Н.В.; вывод судов о том, что Шатилова Н.В. не относится к категориям тех граждан, выселение которых из специализированных жилых помещений в судебном порядке без предоставления других жилых помещений не допускается, основан на неверном толковании норм материального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу неподлежащей удовлетворению.
Судами установлено из материалов дела следует, что Шатилову А.В. с семьей, состоящей из 3 человек, с женой Шатиловой Н.В. и дочерью Шатиловой А, А, 27.08.2001 был выдан ордер N 74 серии АБ на право занятия 2-х комнат площадью 28, 3 кв. м. в квартире N дома N по "адрес".
По приказу директора департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации N 1417 от 12.05, 2021 квартира, расположенная по адресу: "адрес" включена в перечень недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", п/п N 51.
Шатилов А.В. и Шатилова Н.В. состояли в зарегистрированном браке, который прекращен 23.03.2009, имеют 2 детей - сына Шатилова Ю.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь Шатилову А.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Приказом начальника 12 главного управления Министерства обороны Российской Федерации по личному составу N 33 от 27.03.20:19, г. Москва, параграф 3 подполковник Шатилов А.В, начальник сборочной бригады войсковой части N уволен с военной службы в Запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Выслуга лет: в календарном исчислении - 27 лет 7 месяцев, в льготном исчислении - 38 лет 11 месяцев. Контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сроком на 5 лет по 10.04.2019.
Жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен, субсидией для приобретения или строительства жилого помещения не обеспечен. Увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в Жилых помещениях.
25 ноября 2019 г. между 3 отделом (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" (уполномоченный орган) и Шатиловым А.В. (гражданин) было заключено соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
По условиям соглашения уполномоченный орган в установленном порядке перечисляет гражданину и совместно проживающим с ним членам семьи средства жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на банковский счет, открытый гражданином для этих целей - Шатилову А.В, Шатиловой А.А. и Шатилову IO.A. при условии сдачи гражданином и членами семьи (иными лицами, проживающими в жилом помещении) жилого помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации (муниципального жилищного фонда) по адресу: "адрес" (пункты 1, 2 соглашения).
Согласно пункту 3 соглашения, в случае перевода гражданина к новому месту прохождения военной службы, увольнения его с военной службы, а также приобретения жилого помещения (либо в близлежащих к нему населенных пунктах), гражданин и члены семьи (иные лица) обязуются: освободить занимаемое ими на основании ордера N 74 серии АБ от 27.08.2001 жилое помещение, указанное в пункте 2; сняться с регистрационного учета по адресу указанного жилого помещения, представить в уполномоченный орган договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение, выписки из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, копии финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию; в срок, не превышающий четыре месяца с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет уведомить уполномоченный орган о месте нахождения приобретенного (построенного) жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 соглашения, при неисполнении гражданином и (или) членами его семьи обязательства, указанного в пункте 3 настоящего соглашения, в пользу Министерства обороны Российской Федераций взыскиваются понесенные убытки, сумма неосновательного денежного обогащения и проценты за пользование чужими имуществом с момента истечения срока, указанного в пункте 3 настоящего соглашения.
Соглашение содержит собственноручно выполненные подписи Шатилова А.В, Шатиловой А.А. и Шатилова Ю.А, а также иного лица, проживающего в жилом помещении, в-Качестве которого указана бывшая жена - истец по встречному иску Шатилова Н.В.
5 февраля 2020 г. начальником 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье2 принято решение N 08-03/1 о предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы), и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), которым подполковнику запаса Шатилову A-В. и совместно проживающим с ним членам семьи - детям Шатилову Ю.А. и Шатиловой А.А. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 6 832 930, 50 руб.
Решение получено Шатиловым Ю.А. 07.02.2020, под роспись, указано, что с начисленной суммой согласен, претензий к Минобороны России не имеет.
На имя начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" составлено уведомление N 1 от 12.02.2020 со списком лиц, в который включен Шатилов А.В. с указанием номера счета и суммах, подлежащей перечислению Шатилову А.В.
Денежные, средства перечислены платежным поручением N 502297 от 12.02.2020.
14 февраля 2020 г. начальником 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" принято решение N 08-03/1, на основании которого Шатилов А.В. и члены его- семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 6 832 930, 50 руб.
Решение получено Шатиловым Ю.А. 07.02.2020, под роспись, указано, что факт поступления денежных средств подтверждает. Претензий к Минобороны России не имеет.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных: правах на объект недвижимости от 26.06.2020, Шатилову Ю.А. на праве собственности, дата государственной регистрации права 26.06.2020, принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес".
По выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных, правах на объект недвижимости от 20.03.2020, Шатиловой А.А. на праве собственности, дата государственной регистрации права 20.03.2020, принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес".
19 августа 2020 г. начальником 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" на имя Шатилова А.В, Шатиловой А.А, Шатилова Ю.А. и Шатиловой Н.В. составлено уведомление (л.д. 22, т.1), с просьбой в срок не позднее 10.09.2020 освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на основании соглашения от 25.11.2019, в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, с указанием на то, что жилищная субсидия перечислена 12.02.2020 и срок сдачи указанного жилого помещения истек 12.05.2020.
По адресным справкам N 39-2585СЭП, 40-2585СЭП, 41-2585СЭП, 42-2585СЭП от 23.06.2021, составленным отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области, Шатилов А.В. с 19.03.2021 зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", Шатилова А.А. с 24.03.2021 - по адресу: "адрес", Шатилов Ю.А. с 06.04.2021 - по адресу: "адрес" и Шатилова Н.В. с 07.09.2001 - по адресу: "адрес". (л.д. 70-71, т.1).
Из выписки из приказа командира войсковой части 93781 N 115 от 22.06, 2007 (по строевой части), следует,, что младший сержант Шатилова Н.В, механик ЛАЗ ЦСБУ ВУС-461256А уволена с военной службы в запас по истечении срока контракта, с 24.06, 2007 исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлена на воинский учет в военный комиссариат Октябрьского и Правобережного АО г. Иркутска.
Общая продолжительность военной службы младшего сержанта Шатиловой Н.В. в календарном исчислении для выплаты единовременного денежного пособия по увольнению по состоянию на 24.06.2007 составляет 14 лет 04 месяца 28 дней, в льготном исчислении 21 год 07 месяцев 12 дней.
Как следует из трудовой книжки AT-V N 5873703 от 14.11.1989, Шатилова (Шатохина) Н.В, 24.06.2007 уволена с военной службы по истечении срока контракта (п/п "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") по приказу командира в/ч 93781 от 22.06.2007 N 115. Выслуга лет в календарном исчислении 14 лет 4 месяца 28 дней, в льготном исчислений 21 год 07 месяцев 12 дней, запись внесена начальником ОКиС в/ч 93781.
Объектов недвижимости у Шатиловой Н.В. не имеется, о чем представлены сведения из МУП БТИ г. Иркутска, ЕГРН.
Приказом начальника департамента жилищной политики администрации г. Иркутска N 580-08-00328/18 от 30.05.2018 Шатилова Н.В, проживающая по адресу: "адрес", с составом семьи три человека: дочь - Шатилова А.А, сын - Шатилов Ю.А, признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В спорном жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: "адрес", продолжают проживать Шатилов Ю.А. (сын) и Шатилова Н.В. (бывшая жена), которая не исполнила и обязанность по снятию с регистрационного учета.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующей неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения, указано, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющей основания возникновения жилищных прав и обязанностей, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными Правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права й обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище,. необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Форма и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище предусмотрены в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с этой статьей Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещении в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение Жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых; федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14).
При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной Субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (пункт 16).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.
Одновременно законом на граждан соответствующей категории возложена обязанность по сдаче занимаемых ими жилых помещений и снятию с регистрационного учета при обеспечении жильем за счет государства.
По правилам статьи 309, пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции применил нормы статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив доказательства на основании статьи 67 ГПК РФ, определив юридически значимые обстоятельства для дела, принимая во внимание вышеустановленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд верно констатировал, что Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательство по предоставлению Шатилову А.В. и членам его семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, что, в свою очередь, обусловлено необходимостью исполнения военнослужащим обязательства, вытекающего как из закона, так и из условий соглашения от 25.11.2019 по сдаче занимаемого Жилого помещения, предоставленного в качестве служебного жилья во временное пользование, в связи с прохождением военной службы.
Исходя из системного токования положений статей 92, 93, 99, 100, 101, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценки доказательств по делу, суд первой инстанции, с которым согласилась вторая инстанция, обоснованно указал на отсутствие оснований для сохранения за Шатиловым А.В. и членами его семьи права пользования спорным служебным жилым помещением, принадлежащем Российской Федерации, закрепленном на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" и включенным в специализированный жилищный фонд.
Стороны по соглашению договорились о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, что является самостоятельным основанием для освобождения жилья (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, обязанность по освобождению занимаемого жилого помещения возникает ввиду того, что действия, связанные с возникновением обязательства по сдаче занимаемого жилого помещения, по сути, направлены на прекращение жилищных правоотношений, существующих на основании договора найма специализированного жилого помещения (статья 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Сохранение же права пользования занимаемым жилым помещением без достаточных оснований нарушает права Российской Федерации, собственника и равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также влечет нарушение прав военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым оно может быть предоставлено.
Суды на основе должной оценки материалов дела верно исходили из того, что соответствующая обязанность распространяется и на Шатилову Н.В, подписавшую соглашение на изложенных в нем условиях наряду с Шатиловым А.В, Шатиловой А.А. и Шатиловым Ю.А, в качестве иного лица, проживающего в жилом помещении и не выразившую каких- либо возражений относительно его заключения в отношении военнослужащего и членов его семьи.
Применяя положения статей 10, 169, 421 Гражданского кодекса Российской Федераций о пределах осуществления гражданских прав, о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка или нравственности, о свободе договора, суд первой инстанции, выводы которого поддержаны апелляционным судом, пришел к верному выводу о том, что оспариваемое истцом по встречному иску условие соглашения соответствует законодательству, так как это соглашение о сдаче жилою помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы военнослужащего и членов его семьи на жилищное обеспечение, носит добровольный характер.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой нижестоящих судов, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Указанное позволило судам принять законные и обоснованные судебные акты об удовлетворении исковых требований ФГАУ "Росжилкомплекс" о понуждении к исполнению соглашения и отказе в удовлетворении требований встречного иска Шатиловой Н.В. о признании соглашения недействительным в части, признании права пользования служебным жилым помещением.
Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
Вопреки утверждениям кассатора, выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для сделанного итогового вывода по результатам разрешения первоначального и встречного исков, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Выводы суда первой инстанции, с которыми обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правомерно отклоняя доводы Шатиловой Н.В. о необоснованности ее выселения, об отнесении ее к категории граждан, выселение которых из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается, суды верно исходили из того, что по смыслу приведенных нормативных положений жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих, при заключении соглашения о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, как основания расторжения договора найма специализированного жилого помещения по соглашению сторон и обеспечении военнослужащего жилищной субсидией, предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, так как утрачивается нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы (в данном случае Министерство обороны Российской Федерации исполнило обязательства по обеспечению военнослужащего Шатилова А.В. и членов его семьи жильем путем выделения денежных средств жилищной субсидии, что допускается одни раз за все время прохождения военной службы, при этом о добровольности волеизъявления сторон на заключение соглашения о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет свидетельствует наличие подписей, выполненных собственноручно Шатиловым А.В, Шатиловой А.А. и Шатиловым Ю.А, а также иного лица, проживающего в жилом помещении, в качестве которого указана бывшая жена - Шатиловой Н.В.). В связи с чем сделали верный вывод о том, что направленность соглашения, в том числе оспариваемого пункта 3, не свидетельствует о его заключении с целью лишения гражданина права на жилище.
Также судами обоснованно указано на то, что факт прохождения Шатиловой Н.В. военной службы с 26.01.1993 по 24.06.2007 (на момент увольнения выслуга лет составляла около 14 лет, в льготном исчислении около 21 года), не является основанием, свидетельствующим о сохранении право пользования спорным жилым помещением, предоставленным Шатилову А.В. с семьей, состоящей из 3 человек, с женой Шатиловой. Н.В. и дочерью Шатиловой А.А, по ордеру N 74 серии АБ от 27.08.2001, как военнослужащему, в качестве служебного жилья во временное пользование, в связи с прохождением военной службы, поскольку из смысла примененных судами норм права члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период прохождения военной службы, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав лица, которое получило служебное жилое помещение. В связи с чем констатировали, что права Шатиловой Н.В. на занимаемое жилое помещение производны от права Шатилова А.В, которому предоставлялось служебное жилое помещение, как члена семьи военнослужащего (бывшая супруга).
Учитывая то, что по состоянию на 30.05.2018 Шатилова Н.В, проживающая по адресу: "адрес", официально признана малоимущей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суды верно отметили, что за Шатиловой Н.В, как за бывшим военнослужащим, сохраняется право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации, но не как производное от права Шатилова А.В, а как самостоятельное право, возникшее в связи с прохождением службы, которое в установленном законом порядке ею не реализовано.
Также суды обоснованно не усмотрели правовых оснований для вывода о том, что Шатилова Н.В. относится к категориям тех граждан, выселение которых из специализированных жилых помещений в судебном порядке без предоставления других жилых помещений не допускается по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 102, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целом все доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
По существу они направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве (статьи 379.6, 390 ГПК РФ).
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, вопреки утверждениям кассатора, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 28.04.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.