Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Ковалевской В.В, Попова А.А.
с участием старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по средством видео-конференц-связи гражданское дело УИД N по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ, МУ "Улан-Удэстройзаказчик" о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, по кассационной жалобе администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав представителя Администрации г. Улан-Удэ Ардонову А.В. поддержавшую доводы кассационной жалобы, старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, возражавшего на доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов с земельного участка, частично расположенного в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории и в границах земельного участка с кадастровым номером N с указанием координат характерных точек; с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N площадью 965, 60 кв.м, на неразграниченной территории с указанием координат характерных точек; обязать МУ "Улан-Удэстройзаказчик" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером N с указанием координат характерных точек. В обоснование требований указано, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном вблизи лицея интерната N по "адрес". Государственная или муниципальная собственность на земельный участок, на котором располагается указанная свалка ТКО, не разграничена. Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда в качестве соответчиков по делу привлечены Бредний Р.И, МУ "Улан-Удэстройзаказчик".
Определением суда производство по делу в отношении Бредний Р.И. прекращено в связи с отказом от иска к данному ответчику.
Решением Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 12 апреля 2022 г. постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов:
- с земельного участка, частично расположенного в границах кадастрового квартала N на неразграниченной территории и в границах земельного участка с кадастровым номером N по следующим координатам характерных точек:
N
Система координат МСК-03
X
Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала N площадью 965, 60 кв.м, на неразграниченной по следующим координатам характерных точек:
N
Система координат МСК-03
X
Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Возложить на МУ "Улан-Удэстройзаказчик" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в границах земельного участка с кадастровым номером N по следующим координатам характерных точек:
N
Система координат МСК-03
X
Y
X
Y
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ постановлено указанное решение оставить без изменения.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Ардонова А.В. просит судебные акты отменить, указывает на неверное применение норм материального права. Оспаривает выводы суда о том, что органы местного самоуправления выполняют функции собственника земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих, что собственником отходов является Администрация г. Улан-Удэ. Ссылается на то, что органы местного самоуправления не наделены законодательно полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок.
От прокуратуры Республики Бурятия и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия относительно кассационной жалобы поступили возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований не имеется.
Так, согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Согласно положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В соответствии с п.1 ст. 13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Согласно п. 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проведена проверка с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка, в ходе которой установлены факты несанкционированного размещения отходов на земельных участках, а именно на земельном участке, расположенном вблизи лицея интерната N по "адрес" земельном участке, расположенном недалеко от моста в квартале "адрес".
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что свалка мусора "участок 1" частично (площадь 1447, 13 кв. м.) расположена в границах кадастрового квартала N, на неразграниченной территории, частично (площадь 477, 83 кв. м.) - в границах земельного участка N, частично (площадь 148, 78 кв. м.) в границах земельного участка N, частично (площадь 17, 99 кв. м.) в границах земельного участка с кадастровым номером N. Свалка мусора "участок 2" расположена в границах кадастрового квартала N, на неразграниченной территории. Исходя из ситуационного плана, свалка мусора "участок 1" частично (площадь 1447, 13 кв. м.) расположена в границах кадастрового квартала N.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N является собственностью муниципального образования городской округ " "адрес"", с ДД.ММ.ГГГГ находится на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального учреждения "Улан-Удэстройзаказчик".
В отношении земельного участка с кадастровым номером N в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ФИО6 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, данные о правообладателе земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ и ФИО6 подписано соглашение о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, обязательства сторон по договору аренды прекращены с ДД.ММ.ГГГГ. Суду представлен акт приема - передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом установлено, что фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории городского округа "Город-Улан-Удэ", которые являются неразграниченными, а также земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, ответственность по надлежащему содержанию земельных участков возложил на Администрацию г. Улан-Удэ и МУ "Улан-Удэстройзаказчик".
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам жалобы, судами верно определены обстоятельства по делу, выводы судов мотивированы, правовая позиция, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы аналогичны заявленным в суде первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов сделаны с учетом положений п.11, 24 ст.16, ч.2, 3 ст.8 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" от 09.03.2010 N 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.
Согласно п. 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 N 393 собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, а также земельном участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования не установлен, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 2611, а также на основании на основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, суд обоснованно возложил обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, на Администрацию г. Улан-Удэ.
Судами также учтено, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", органы местного самоуправления, вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация города не вправе распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, были в полной мере исследованы судами, обоснованно отклонены с учетом положений п. п. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым земельные участки, расположенные на территории входящего в муниципальный район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования, находятся в ведении органа местного самоуправления муниципального района.
На основании изложенного следует, что доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Улан-Удэ без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.