Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Благодатских Г.В, судей Попова А.А, Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Игнатова И.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0006-01-2021-006008-56 по иску Омского межрайоного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО "Полигон" о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, по кассационной жалобе АО "Полигон" на решение Советского районного суда г. Омска от 24.12.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13.04.2022.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, прокурора Игнатова И.Н, возражавшего против жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с уточненным иском к акционерному обществу (далее - АО) "Полигон", котором просит обязать АО "Полигон" не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда: направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявку о постановке на государственный учет объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N. оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, оформленную в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554; обязать АО "Полигон" не позднее грех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда очистить площадки временного хранения (накопления) отходов, организованные в соответствии с приказами АО "Полигон" от 29.12.2017 N 7 и от 30.11.2018 N 15/1, от хранящихся на них отходах, не относящихся к категории твердых коммунальных отходов, принятых для накопления за период с 01.01.2018 по 31.10.2019; обязать АО "Полигон" не позднее 01.09.2022 обустроить расположенные на земельном участке с кадастровым номером N открытые площадки накопления отходов: твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), защитой поверхности накапливаемых насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом или навес), в соответствии с требованиями пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21; ливневой канализацией, в соответствии с требованиями пункта 221 СанПиН 2.1.3684-21.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки и анализа правоприменительной практики Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора и Управления Роспотребнадзора по Омской области выявлены нарушения в деятельности организации ответчика, касающиеся длительного неисполнения требований федерального законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии наседания. Отходы, накопленные на площадках, с территории земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащем на праве собственности АО "Полигон" в период с 01.01.2018 по настоящее время не вывозились. Кроме того, общество в отсутствие постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, принимает па накопление отходы производства и потребления V класса опасности. Также на земельном участке осуществляется накопление отходов производства и потребления с нарушением требований федерального законодательства и СанПин 2.1.3684-21.
Решением Советского районного суда г. Омска от 24.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13.04.2022, на АО "Полигон" возложена обязанность не позднее одного месяца е момента вступления в законную силу решения суда направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N. оформленного в соответствии с приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 N "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".
На АО "Полигон" возложена обязанность не позднее трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда очистить площадки временного хранения (накопления) отходов, организованные в соответствии с приказами акционерного общества "Полигон" от 29.12.2017 N 7 и от 30.11.2018 N 15/1, от хранящихся на них отходах, не относящихся к категории твердых коммунальных отходов, принятых для накопления за периоде 01.01.2018 по 31.10.2019.
На АО "Полигон" возложена обязанность не позднее 01.09.2022 обустроить расположенные на земельном участке с кадастровым номером N открытые площадки накопления отходов твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) в соответствии с требованиями п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
На АО "Полигон" возложена обязанность не позднее 01.09.2022 обустроить расположенные на земельном участке с кадастровым номером N открытые площадки накопления отходов защитой поверхности накапливаемых насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом или навес) в соответствии с требованиями п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
На АО "Полигон" возложена обязанность не позднее 01.09.2022 обустроить на части земельного участка с кадастровым номером N, занятой открытыми площадками накопления отходов, ливневой канализации в соответствии с требованиями п. 221 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
С АО "Полигон" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
АО "Полигон" подана кассационная жалоба и дополнения к ней, в которых просит принятые по делу судебные постановления отменить в полном объеме и направить дело на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Омска.
В обоснование кассационной жалобы и дополнении к ней указывает следующие доводы: суд не применил ст. 220 ГПК РФ, поскольку не учел вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Омска по делу N 2-3820/2019 по аналогичным требованиям; не дана оценка всем доводам и доказательствам ответчика; решение по делу неисполнимо.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу неподлежащей удовлетворению.
Судами по материалам дела установлено, что по сведениям единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности юридического лица АО "Полигон" является обработка и утилизация неопасных отходов, дополнительным видом деятельности является, в том числе сбор опасных отходов, а также деятельность по сбору, обработке, утилизации опасных отходов. АО "Полигон" осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 400 тыс. кв. м, расположенном в 2 970 м. по направлению на юго-восток относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: "адрес" А, где производится прием от сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей, а также складирование отходов V класса опасности. У казанный земельный участок находится в собственности АО "Полигон" на основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.01.2018 N.
Управлением Роспотребнадзора по Омской области 09.08.2021 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером N, в ходе которого зафиксировано, что на нем обустроены 4 площадки накопления отходов: площадка накопления (временного хранения) отходов N 1 организована в соответствии с приказом АО "Полигон" от 29.12.2017 N 7. На данной площадке накопление отходов осуществлялось в период с 01.01.2018 по 30.11.2018. Приказом АО "Полигон" от 30.11.2018 N 15/2 площадка N 1 закрыта для приема отходов; площадка накопления (временного хранения) отходов N 2 организована в соответствии с приказом АО "Полигон" от 30.11.2018 N15/1. На данной площадке накопление отходов осуществлялось в период с 01.12.2018 по 31.10.2019. Приказом АО "Полигон" от 31.10.2019 N 16 площадка N 2 закрыла для приема отходов; площадка накопления (временного хранения) отходов N 3 организована в соответствии с приказом АО "Полигон" от 31.10.2019 N 16/1. На данной площадке накопление отходов осуществлялось в период с 01.11.2019 по 30.09.2020. Приказом АО "Полигон" от 16.11.2020 N 13 площадка N 3 ликвидирована. При этом отходы, накопленные на данной площадке за период ее действия, перемещены на существующее тело свалки, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером N; площадка накопления (временного хранения) отходов N 4 организована в соответствии с приказом АО "Полигон" от 30.09.2020 N 8. На данной площадке накопление отходов осуществлялось в период с 01.10.2020 но 16.1 1.2020. Приказом АО "Полигон" от 16.11.2020 N 14 площадка N 4 ликвидирована.
Па момент осмотра поверхность отходов, складируемых на площадках временного накопления не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, сами площадки не имеют твердого покрытия, объект не обеспечен ливневой канализацией, системами водоснабжения и водоотведения.
Актом выездной проверки от 26.08.2021 N 173, проведенной специалистами отдела санитарного надзора Роспотребнадзора по Омской области зафиксированы идентичные нарушения. В этот же день АО "Полигон" Управлением Роспотребнадзора по Омской области выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с обозначенный срок.
Также актом внеплановой выездной проверки от 19.08.2021 N ТЗ-998-в, составленным специалистами Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении АО "Полигон", установлены следующие нарушения: на земельном участке с кадастровым номером N осуществляется складирование отходов производства и потребления (включая ТКО) более 11 месяцев, то есть фактически осуществляется их размещение на объекте, не включенном в ГРОРО; объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N и эксплуатируемый АО "Полигон" не поставлен па государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В этот же день обществу выдано предписание об устранении указанных нарушений в срок до 19.11.2021.
Специалистами филиала "ЦЛАТИ по Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" г. Омск отобраны пробы отходов грунта с данной площадки на компонентный состав и установление класса опасности отхода. Согласно заключению к протоколу биотестирования отходов от 23.08.2021 N 601Г-П0-Б отходы грунта при проведении открытых земляных работ относятся к V классу опасности для окружающей среды.
Указанные нарушения обществом не устранены.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для подачи прокурором иска.
При принятии судебных актов суды руководствовались положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исходя из установленных фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая обстоятельства дела N 2-1956/2017, судебные акты о привлечении ответчика к административной ответственности, суды установив доказанность факта хранения АО "Полигон" отходов всех категорий и классов опасности, не относящихся к категории твердых коммунальных отходов, на площадках, расположенных на спорном земельном участке значительно длительное время (более 11 мес.), и неприятия должных и необходимых мер по устранению выявленных нарушений, отсутствия у ответчика соответствующей лицензии, земельный участок для осуществления подобного рода деятельности не предназначен (то есть неправомерно использовался для размещения (хранения и захоронения) отходов), наличие на земельном участке объекта размещения ТКО, не соответствующего требованиям законодательства (в том числе экологическим и санитарным требованиям (в том числе по причине отсутствия специализированного природоохранного сооружения - полигона, построенного в соответствии с нормативными требованиями), какие -либо работы ответчиком по обустройству полигона не производились, хранение ответчиком на земельном участке вне специализированных сооружений отходов, несоответствующих имеющейся у ответчика разрешительной документации категорий и классов опасности, что значительно увеличивает антропогенную негативную нагрузку на окружающую среду, пришли к верным выводам о наличии оснований для удовлетворения иска.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой нижестоящих судов, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
Аргументы о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу ввиду тождественности ряда требований с требованиями в деле N 2-3820/2019 разрешены судами и получили должную правовую оценку, обоснованно отклонены с указанием на то, что по настоящему делу предметом спора явились нарушения, допущенные ответчиком после включения данного объекта в перечень и касались исключительно вопросов неправомерного хранения на участке отходов, не относящихся к категории ТКО (в отличие от указанного дела).
Указание кассатора на нарушение судами норм права, их неправильное применение отклоняется как не нашедшее документального подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка кассатора на то, что судами не оценены все его доводы и доказательства несостоятельно, поскольку, рассматривая дело, суд оценивает все доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Вместе с тем отсутствие в мотивировочной части судебного акта отдельного описания каждого имеющегося в деле доказательства, само по себе не свидетельствует о том, что какое-либо из них не оценивалось судами, если итоговый вывод суда соответствует системной и непротиворечивой взаимосвязи всех имеющихся в деле доказательств.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора, выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода судов об удовлетворении иска, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Оснований полагать, что судами нарушены правила оценки доказательств, установленные статьей 67 ГПК РФ, у кассационного суда не имеется.
Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, тождественны доводам апелляционной жалобы, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в мотивировочных частях обжалованных судебных актов. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но неисследованные судами доказательства заявителем кассационной жалобы не приведено.
Вопреки утверждениям кассатора, суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (глава 6 ГПК РФ) и дали правовую оценку доводам общества, вновь приведенным в кассационной жалобе; иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
В целом доводы заявителя, направленные на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, так как заявлены без учета норм статей 379.6, 390 ГПК РФ, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 24.12.2021, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.