Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Ковалевской В.В, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0039-01-2021-001045-04 по иску Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации Шербакульского муниципального района Омской области, администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране земель и почв, по кассационной жалобе администрации Шербакульского городского поселения на решение Шербакульского районного суда Омской области от 25.01.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.04.2022.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) обратилось в суд с уточненным иском, в котором просит обязать администрацию Шербакульского муниципального района Омской области, администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства об охране земель и почв путем разработки проекта рекультивации нарушенных земель и фактической рекультивации нарушенных земель (с географическими координатами "данные изъяты") на территории в границах кадастрового квартала N, расположенного в границах населенного пункта "адрес".
Требования мотивированы тем, что приказом от 20.05.2021 N 11-02/714 "О проведении рейдового осмотра, обследования" в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также в целях проверки обращения, содержащего информацию о факте незаконной добычи глины на территории кадастрового квартала N. поступившего в Управление (вх. N 19.05.2021 N 08/10190) назначен рейдовый осмотр, обследование соответствующей территории.
26.05.2021 в ходе осмотра установлено наличие старой карьерной выработки сплошь заросшей кустарниковой и древесной растительностью, в том числе березами.
В 80 - 100 м. северо-восточнее относительно земельного участка с кадастровым номером N. на склоне старой карьерной выработки установлено наличие продолговатой копани на площади более 800 кв.м, глубиной более 3 м, объем добытой песчано-глинистой супеси составляет более 2500 куб.м, (по визуальным признакам - коммерческая несанкционированная добыча общественно-полезных ископаемых, осуществленная в период теплого времени 2020 г.).
Также на данной территории усматриваются точечные выемки глубиной от 1 до 1, 5 м, что указывает на изъятие глины в небольших объемах гражданами.
По данным Реестра лицензий на пользование участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, размещенном на общедоступном сайте Министерства природных ресурсов Омской области, лицензий нa право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, выданных на участки недр, расположенных "адрес", не имеется.
Согласно данных архива Омского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" и отдела геологии и лицензирования по Омской области Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу лицензии на право пользования участком недр, расположенном в границах кадастрового кварта N в период с 2000 по настоящее время не выдавались.
В ходе осмотра земельных участков в границах кадастрового квартала N фактов ведения работ по добыче и вывозу грунта не выявлено, наличие дорог, съездов и стоянок строительной техники не установлено.
Органы местного самоуправления, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений. Если в ходе земельного контроля выявлены нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки органы местного самоуправления должны указать информацию о наличии признаков выявленного нарушения и направить копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. Должностными лицами администрации Шербакульского муниципального района Омской области такой контроль не осуществлен.
Определением Шербакульского районного суда Омской области от 24.11.2021 администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области привлечена к участию в дела в качестве соответчика.
Решением Шербакульского районного суда Омской области от 25.01.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.04.2022, на администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области возложена обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель и обеспечит ь рекультивацию нарушенных земель па земельном участке с географическими координатами "данные изъяты", расположенном на территории кадастрового квартала N, в границах "адрес", в установленном законом порядке. В удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Шербакульского муниципального района Омской области отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация Шербакульского городского поселения обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: при принятии искового заявления судом нарушены нормы процессуального права, заявленные требования должны быть рассмотрены по правилам административного судопроизводства; все представленные в материалы дела доказательства получены с грубым нарушением норм действующего законодательства, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда; судом неверно установлены обстоятельства, имеющие существенное значения для дела, что повлияло на выводы о правомочности действий истца.
Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу неподлежащей удовлетворению.
Судами установлено из материалов дела следует, что 19.05.2021 в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора поступило сообщение общественного инспектора по охране окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора ФИО9 о том, что им выявлен факт добычи глины на участке земли в черте "адрес" (код участка земли N).
20.05.2021 Управление издан Приказ N 11-02/714 "О проведении рейдового осмотра, обследования", приложением к которому является рейдовое задание на проведение рейдового осмотра, обследования земельного участка (л.д. 29, 30-31 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдового осмотра и обследования территории в границах кадастрового квартала N, расположенного "адрес", проведенного в пределах предоставленных Управлению вышеназванныминормативными документами полномочий, было установлено и отражено в акте N Н-628в, наличие старой карьерной выработки сплошь заросшей кустарниковой и древесной растительностью, в том числе березами. В 80 - 100 м. северо-восточнее относительно земельного участка с кадастровым номером N, на склоне старой карьерной выработки установлено наличие продолговатой копани на площади более 800 кв м, глубиной более 3 м, объем добытой песчано-глинистой супеси составляет более 2500 куб.м, (по визуальным признакам несанкционированная добыча общественно-полезных ископаемых осуществлялась в период теплого времени 2020 г.). Также на данной территории усматриваются точечные выемки глубиной от 1 до 1, 5 м. Из указанного можно сделать вывод, что изъятие глины осуществлялось в небольших объемах гражданами. К акту приложена фототаблица и схема (л.д. 32-34, 35-41 т.1).
Из письма прокуратуры Шербакульского района от 31.05.2021 г. N 51 ж-21 /2518 следует, что в ходе проверки прокуратурой района установлено что на северо-восточной границе кадастрового квартала N, на склоне старой карьерной выработки установлено наличие двух продолговатых ям. отрытых в теплый период 2020 года... проект рекультивации земель на указанный участок не разработан... указанные нарушения стали возможны в виду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственным за данное направление работниками администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, а также ослабленного контроля со стороны руководства муниципального образования.
Территория земельного участка в границах кадастрового квартала N отнесена постановлением главы администрации Шербакульского района от 03.07.199. N 375-п к землям сельскохозяйственного использования, находится в границах "адрес", фактически для ведения сельскохозяйственного производства не используется.
По данным Реестра лицензий на пользование участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, размещенном на общедоступном сайте Министерства природных ресурсов Омской области rnpr.ornskpoital.ra, лицензий нa право пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, выданных на участки недр, расположенных "адрес" отсутствуют.
Согласно данных архива Омского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" и отдела геологии и лицензирования по Омской области Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу лицензии на право пользования участком недр, расположенном в границах кадастрового квартала N в период с 2000 по настоящее время не выдавались.
В ходе осмотра земельных участков в границах кадастрового квартала N фактов ведения работ по добыче и вывозу грунта не выявлено, наличие дорог, съездов и стоянок строительной техники не установлено.
Таким образом, надзорным органом сделан вывод, что в целях предотвращения самовольного пользования недрами, а также для установления лиц, причастных к совершению административных правонарушений, материалы проверки необходимо направить в ОМВД России по Шербакульскому району Омской области; вынести предостережение Администрации Шербакульского городского поселения о недопустимости нарушения обязательных требований природоохранного законодательства; подготовить служебную записку о подготовке исковых требований о понуждении Администрации Шербакульского городского поселения к разработке проекта рекультивации и рекультивации нарушенных земель в квартале N.
По результатам проведенных проверок лица, деятельность которых привел: к деградации земель, установлены не были (л.д. 124-127). Глава Шербакульского городского поселения в ответе на предостережение по поводу выявления факта добычи глины на земельном участке "адрес", указал, что администрацией поселения принимаются меры о недопущении фактов самовольной добычи ОПИ в границах поселения, подготавливаются информационные таблички-аншлага о запрете добычи грунта.
Кроме того, прокурором Шербакульского района Омской области в адрес главы Шербакульского городского поселения 31.05.2021 было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране земли, почв, в ответ па которое глава поселения сообщил, что земельный участок с кадастровым номером N является государственной неразграниченной собственностью, снятие плодородного слоя земли и изъятие глины на данном земельном участке осуществлялось более 30 лет назад и кем проводились работы установить не представляется возможным, на земельный участок подготавливаются информационные аншлаги о запрете забора глины, кроме того, планируется проект рекультивации земель на указанный участок.
Согласно пояснениям представителя администрации Шербакульского юродского поселения соответствующие таблички в кадастровом квартале N уже установлены. Предостережение надзорного органа и представление прокурора ответчик не обжаловал.
Согласно информации, предоставленной заместителем Главы Шербакульского муниципального района, председателем Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Шербакульского городского поселения является администрация Шербакульского городского поселения (л.д. 42 т. 1).
При принятии судебных актов, суды руководствовались положениями статей 12, 13, 42 Земельною кодекса Российской Федерации, статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФВ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 3, 4, 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 1, 2, 3, 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800.
Исходя из вышеустановленных фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи, правильно распределив бремя доказывания между сторонами и определив юридически значимые обстоятельства по делу, суды установив доказанность фактов нарушения земельного законодательства ответчиком администрацией Шербакульского городского поселения, выразившиеся в допущении нарушения плодородного слоя почвы неустановленными лицами на земельном участке сельскохозяйственного назначения, находящимся в ведении ответчика, пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и возложения именно на администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области обязанностей обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенных земель и обеспечить рекультивацию нарушенных земель.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой нижестоящих судов, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы подателя жалобы о том, что изъятие глины происходило в склоне старой карьерной выработки, то есть в месте, специально предназначенном для добычи гражданами глины для личных нужд, земельный участок не находится в границах "адрес", рекультивация возможна только после получения информации от уполномоченных органов о невозможности установления лиц, по вине которых произошла порча земли, рассмотрены судами и обоснованно отклонены как опровергающиеся материалами дела.
Аргументы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм процессуального права и необходимости рассмотрения дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Кроме того, ответчиком аргументировано необоснованно, каким образом, это приведет к принятию незаконного судебного решения и нарушит его права и законные интересы.
Вопреки утверждениям кассатора, содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые обстоятельства определены и бремя доказывания распределено судами верно.
В целом все доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно и мотивированно отклонены, с чем суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
По существу они направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве (статьи 379.6, 390 ГПК РФ).
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, вопреки утверждениям кассатора, судами не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шербакульского районного суда Омской области от 25.01.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.