Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5/2022 (2-1080/2021), УИД: 55RS0014-01-2021-001672-30 по иску Мунтяну Ларисы Анатольевны, Мякшиной Натальи Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области на решение Калачинского городского суда Омской области от 7 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области Строкина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области Иванова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мунтяну Л.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Росс N 9 по Омской области (далее также - Межрайонная ИФНС России N 9 по Омской области) о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.
Мякшина Н.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.
Определением суда от 17 декабря 2021 г. гражданские дела по искам Мунтяну Л.А, Мякшиной Н.А. к Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц были объединены в одно производство.
Требования мотивированы тем, что Мунтяну Л.А. с октября 2005 года по август 2021 года занимала различные должности в Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области, Мякшина Н.А. с июля 2017 года по август 2021 года также занимала различные должности в Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области. В связи с реорганизацией инспекции они с 20 августа 2021 г..были уволены в связи с сокращением по пункту 8.2 части 4.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При увольнении им была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г..N 562. В соответствии с данным постановлением учтены оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии. При расчете инспекцией не были учтены выплаченные за 12 предыдущих месяцев средства ежеквартального материального стимулирования, носящего постоянный характер с 2007 года и полученное дополнительное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда за 2020-2021 годы. Это привело к занижению размера их месячного денежного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации. В служебных контрактах прописано, что денежное содержание состоит из оклада, дополнительных выплат (оклада за классный чин, надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия, ежемесячного денежного поощрения), материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также что производятся иные выплаты по федеральным законам и другим нормативным документам.
Инспекцией не были применены нормы пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации при удержании налога на доходы физических лиц в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работников. С четвертого денежного содержания НДФЛ удержан в полном объеме.
Уточнив исковые требования, просили взыскать с Межрайонной ИФНС России N 9 по Омской области в пользу Мунтяну Л.А. невыплаченную сумму компенсации при увольнении в размере 76754, 23 руб, излишне удержанный НДФЛ в размере 4140 руб, в пользу Мякшиной Н.А. - невыплаченную сумму компенсации при увольнении в размере 68592, 95 руб, излишне удержанный НДФЛ в размере 3677 руб.
Решением Калачинского городского суда Омской области от 7 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 апреля 2022 г, постановлено:
"Исковые требования Мунтяну Ларисы Анатольевны, Мякшиной Натальи Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области в пользу Мунтяну Ларисы Анатольевны сумму не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 76754 рубля 23 копеек, излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 4140 рублей, итого взыскать 80894 рубля 23 копейки.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области в пользу Мякшиной Натальи Александровны сумму не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 68592 рублей 95 копеек, излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в размере 3677 рублей, итого взыскать 72269 рублей 95 копеек".
В кассационной жалобе представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области Стефаненко Т.П. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области Строкина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области Иванова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мунтяну Л.А. с 24 октября 2005 г. проходила государственную гражданскую службу в должности специалиста 1 разряда отдела финансового и общего обеспечения, с 10 января 2012 г. - в должности ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения в Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области, которая впоследствии была реорганизована в Межрайонную ИФНС России N 9 по Омской области.
Приказом руководителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области от 11 августа 2021 г. N заключенный с Мунтяну Л.А. служебный контракт был расторгнут 20 августа 2021 г, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В связи с увольнением по данному основанию Мунтяну Л.А. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере четырехмесячного денежного содержания 127398, 20 руб, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 19030, 01 руб.
Мякшина Н.А. с 26 июля 2017 г. проходила государственную гражданскую службу в должности ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения в Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области.
Приказом руководителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области от 11 августа 2021 г. N заключенный с Мякшиной Н.А. служебный контракт был расторгнут 20 августа 2021 г, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В связи с увольнением по данному основанию Мякшиной Н.А. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в размере четырехмесячного денежного содержания 113128, 08 руб, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 20472, 44 руб.
При исчислении среднего заработка для выплаты Мунтяну Л.А. и Мякшиной Н.А. указанных компенсаций ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Мунтяну Л.А. и Мякшиной Н.А. в суд с настоящим иском.
С 23 августа 2021г. Федеральной налоговой службой России утверждена новая структура Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, в соответствии с которой Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Омской области и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Омской области присоединены к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, которая переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области (приказ Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от 19 мая 2021 г. N).
Разрешая заявленные требования в части взыскания в пользу истцов недоначисленных им компенсационных выплат в связи с увольнением, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно информационным письмам ФНС России от 6 августа 2020 г, 12 апреля 2021 г, адресованным управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС (в целом аналогичного содержания), в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России была доведена в свою очередь УФНС России по Омской области до сведения ИФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ИФНС России по Омской области, им поручено под персональную ответственность принять действенные меры по обеспечению их использования.
Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России ежеквартально утверждалось распределение бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе федеральных государственных гражданских служащих аппаратов управлений ФНС России по субъектам РФ (приказы ФНС России о материальном симулировании от 4 декабря 2020 г. - за 3 квартал 2020 года, от 14 апреля 2021 г. - за 4 квартал 2020 года).
Пунктом 4 названных приказов руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России поручено рассмотреть и утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах бюджетных ассигнований.
Во исполнение названных приказов Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области ежеквартально утверждались: общий рейтинговый бал территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 22 сентября 2020 г, от 8 декабря 2020 г, от 15 апреля 2021 г.).
Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).
Приказами Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области от 21 сентября 2020 г, 7 декабря 2020 г, 16 апреля 2021 г, 12 июля 2021 г. утверждены соответствующие комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области. Комиссиями принимались решения о распределении средств материального стимулирования между сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области.
Приказами Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области от 25 сентября 2020 г. N, от 8 декабря 2020 г. N, от 19 апреля 2021 г. N, от 13 июля 2021 г. N, во исполнение приказов УФНС России по Омской области установлены размеры стимулирования сотрудников за 2-4 кварталы 2020 г, 1 квартал 2021 г.
Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области от 25 сентября 2020г. N, от 23 ноября 2020 г. N, от 22 декабря 2020 г. N, от 21 мая 2021 г. N, от 22 июня 2021 г. N, от 27 июля 2021 г. N осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2020-2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России N 1 по Омской области ежеквартально производила начисление гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели.
Поскольку Мунтяну Л.А, Мякшиной Н.А. в течение 12 месяцев перед увольнением выплачивались суммы материального стимулирования, в состав денежного содержания истцов для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением судом правомерно были учтены указанные суммы.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из вышеизложенного правового регулирования, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации в связи с увольнением с государственной гражданской службы.
В связи с этим, по смыслу приведенных норм права, ограничение не облагаемого НДФЛ размера выплат, установленное абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации для выходных пособий, применению к компенсации, производимой государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 той же статьи, не подлежит.
Данная позиция подтверждается в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 г. N и от 26 июля 2021г. N N
Поскольку служебные контракты с Мунтяну Л.А, Мякшиной Н.А. расторгнуты на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, выплаченные им в связи с этим компенсации освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере четырехмесячного денежного содержания.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калачинского городского суда Омской области от 7 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.