Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1819/2021 (УИД: 02RS0001-01-2021-007072-06) по иску Олифиренко Юрия Валентиновича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Олифиренко Юрия Валентиновича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Олифиренко Юрий Валентинович (далее - Олифиренко Ю.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее - ОПФР по Республике Алтай, ответчик) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Олифиренко Ю.В. указал, что более 15 лет проработал в качестве спасателя, поэтому полагает, что в соответствии с п. п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ему должна быть назначена ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ О страховых пенсиях". Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, и выплата пенсии прекращена с 1 июля 2021 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Причиной прекращения выплаты явилось отсутствие выработанного стажа спасателем 15 лет и наличия стажа 12 лет 5 месяцев 19 дней по состоянию на 3 июля 2019г. Истец указывает, что с 17 февраля 2000 г. по 30 апреля 2005 г. работал спасателем в поисково-спасательном отряде в Главном Управлении по делам Гражданской обороны и Чрезвычайным ситуациям Алтайского края и был уволен переводом на основании п. 6 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в Управление по обеспечению мероприятий в области Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ПБ в Алтайском крае, что подтверждается записями в трудовой книжке. 19 февраля 2009 г. истец принят в порядке перевода на должность спасателя в поисково-спасательное подразделение Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда МЧС России. Характер работы не менялся, должностные обязанности были идентичными, все спасательные и учебно-тренировочные сборы остались прежними, изменялось только наименование учреждения - работодателя. Истцу неизвестно по какой причине его увольняли переводом из одной организации в другую, но считал, что продолжает работать в структуре МЧС России. Полагая, что специальный страховой стаж 15 лет им выработан, Олифиренко Ю.В. обратился с иском в суд.
Олифиренко Ю.В. просил суд признать решение ответчика незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж периоды работы с 1 мая 2005 г. по 16 февраля 2009 г, назначить досрочно страховую пенсию по старости, взыскать судебные расходы.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований Олифиренко Ю.В. отказано.
В кассационной жалобе Олифиренко Ю.В. просит об отмене решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 ноября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 июня 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами не учтены значимые для разрешения дела обстоятельства, а именно то обстоятельство, что именно ответчик рассчитал и назначил ему пенсию по основанию, предусмотренному п. п. 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". С учетом изложенного, полагает, что у ответчика отсутствовали предусмотренные п. 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основания для прекращения выплаты назначенной истцу пенсии. Также заявитель полагает, что оспариваемый им период работы подлежит включению в специальный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Олифиренко Ю.В, представитель ответчика ОПФР по Республике Алтай, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Краевого казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы заявителя кассационной жалобы обоснованными, заслуживающими внимание.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции установиланеправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, что является основанием для отмены принятых по делу решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно - Алтайске с 24 апреля 2018 г. Олиференко Юрию Валентиновичу назначена досрочная страховая пенсия по старости по п. п. 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске N от 16 июня 2021 г. выплата досрочной страховой пенсии по старости Олифиренко Юрию Валентиновичу прекращена с 1 июля 2021 г. на основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию, обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из указанного решения пенсионного органа следует, что законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, к числу которых отнесены спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организации и структуру МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России. К таким подразделениям МЧС России относятся создаваемые в территориальных округах региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы, а также поисково-спасательные службы в областях. Эти службы и формирования финансируются за счет средств федерального бюджета. Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому их сотрудники правом на досрочную пенсию по старости в соответствии с п. п. 16 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не пользуются. Приведены ссылки на Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Алтайском крае, согласно которому данное управление является структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в качестве спасателя, у Олифиренко Ю.В. по состоянию на 3 июля 2019 г. составляет 12 лет 5 месяцев 19 дней, что не предоставляет право на продолжение выплаты досрочной страховой пенсии по старости.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд и просил включить в специальный стаж период работы в качестве спасателя в Краевом казенном учреждении "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", учредителем которого согласно данным единого государственного реестра юридических лиц является Управление Алтайского края по промышленности и энергетике.
Согласно записям в трудовой книжке истца в части спорного периода, Олифиренко Ю.В. 17 февраля 2000 г. принят на должность спасателя в спасательный отряд Главного управления по делам ГО и ЧС Алтайского края, 30 апреля 2005 г. уволен переводом в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае; 1 мая 2005 г. принят переводом на должность спасателя 2 класса поисково - спасательного отряда в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае; 16 февраля 2009 г. уволен переводом в Западно-Сибирский поисково-спасательный отряд МЧС России им. В.В. Зюкова Филиал ФГУ СРПСО МЧС России; 19 февраля 2009 г. принят на должность спасателя в Западно-Сибирский поисково-спасательный отряд МЧС России им. В. В. Зюкова Филиал ФГУ СРПСО МЧС России.
В данных о стаже истца спорный период указан как период работы в обычных условиях труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельства, с которыми закон связывает право на включение спорных периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии по основанию п. п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", не установлены, поскольку Краевое казенное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", где в спорный период работал истец, создано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не относится к числу аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, оснований для признания решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай от 16 июня 2021 г. N 154 о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 июля 2021 г, возложении на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж Олифиренко Ю.В. период работы с 1 мая 2005 г. по 16 февраля 2009 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 1 июля 2021 г. с учетом индексации за выслугу лет и тарифного разряда не усмотрел.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 июня 2022 г. решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что принятые судами постановления постановлены при неполном исследовании имеющих значение для дела обстоятельств и при неправильном применении норм материального права, что является основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений.
В соответствии с подпунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Согласно подпункту 16 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), действовавшего с 1 января 2002 г, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 апреля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
Согласно подпункту "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства чрезвычайных ситуаций России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Суды установили, что Олиференко Ю.В. просит включить в специальный стаж периоды его работы с 1 мая 2005 г. по 16 февраля 2009 г. в должности спасателя 2 класса поисково - спасательного отряда в Управлении по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае.
По запросу суда апелляционной инстанции Управлением Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности представлены следующие документы: Устав Краевого казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (далее - КГУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае") от 1 апреля 2005 г, штатное расписание КГУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" от 2005 года, от 30 декабря 2008 года, Положение о поисково-спасательном отряде Управления по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае от 15 января 2006 г, а также функциональные обязанности спасателя поисково-спасательного отряда Алтайского края от 2006 года.
Согласно Положению о поисково-спасательном отряде Управления по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае, поисково - спасательный отряд (далее ? ПСО) является структурным подразделением Управления и предназначен для решения задач по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуация на территории Алтайского края.
ПСО осуществляет свою деятельность под руководством Управления по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае во взаимодействии с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Финансирование содержания и деятельность ПСО осуществляется за счет средств краевого бюджета через УГОЧС и ПБ АК.
Из представленного в материалы дела Устава КГУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" следует, что данное учреждение создано на основании постановления Администрации Алтайского края 3 марта 2005 г. N116 и является краевым органом исполнительной власти, осуществляющим функции обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории края, учредителем является Администрация Алтайского края (пункты 1.1, 1.3).
Впоследствии КГУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" переименовано в Краевое казенное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае", которое также является краевым казенным учреждением, предназначенным для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае.
Согласно представленным штатным расписаниям от 2005, 2008 годов источником содержания гражданского персонала, к которому относится занимаемая истцом должность спасателя в КГУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" является краевой бюджет, бюджет ГПС.
С учетом установленных судами обстоятельств, суды пришли к выводу, что КГУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" является аварийно-спасательной службой, созданной органом государственной власти субъекта Российской Федерации - администрацией Алтайского края, предназначено для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края, финансирование осуществляется из краевого бюджета, следовательно, указанное учреждение не относится к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти, то есть не входит в структуру МЧС России.
Суды установили, что компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного значения, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
Учитывая, что учреждение, в котором проходил службу истец в спорный период (с 1 мая 2005 г. по 16 февраля 2009 г. в должности спасателя в Краевом казенном учреждении "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Алтайском крае"), относится к органам субъекта Российской Федерации, не входит в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принимая во внимание, что право на досрочное назначение пенсии соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, суды не нашли оснований для включения спорного периода службы Олифиренко Ю.В, проходившей в органах ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. п. 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Между тем, суды при принятии судебных постановлений не учли следующее.
Изначально спорный период работы истца с 1 мая 2005 г. по 16 февраля 2009 г. в должности спасателя в Краевом казенном учреждении "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Алтайском крае" учтен и включен пенсионном органом в специальный страховой стаж Олиференко Ю.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. п. 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно -Алтайске Республики Алтай 24 апреля 2018 года принято решение о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в сумме 11 174, 39 рублей, которая выплачивалась Олиференко Ю.В. до принятия Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно - Алтайске решения о прекращении выплаты пенсии от 16 июня 2021 г. N154 Указанное решение принято на основании пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей положение о том, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечение срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Между тем, суды принимая решение о правомерности прекращения выплаты истцу, назначенной органом пенсионного фонда с апреля 2018 года досрочной страховой пенсии по старости, не учли позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С. В. Иванова.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" (далее - Постановление), Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац 1 пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац 3 пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац 4 пункта 5 Постановления).
Как следует из постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии решения следует исходить из того, что если добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает основной (единственный) источник дохода, который он получал в течение длительного времени, и если возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, то справедливое равновесие между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица оказывается нарушенным. Соответственно, правовое регулирование, предусматривающее безусловное прекращение выплаты пенсии в случае обнаружения ошибки, которая была допущена при ее назначении, не может обеспечить в достаточной мере баланс частных и публичных интересов, поскольку не предполагает учет каких бы то ни было обстоятельств конкретной правоприменительной ситуации и последствий такого решения для гражданина - получателя пенсии.
В частности, гражданин, которому в результате выявления ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, была прекращена выплата ранее назначенной пенсии за выслугу лет и у которого не было оснований сомневаться в правомерности действий этих органов и правильности произведенного ими расчета, сталкивается с риском ощутимого снижения достатка; даже в случае назначения ему в дальнейшем страховой пенсии по старости или по инвалидности их размер может оказаться значительно ниже, чем размер отмененной пенсии за выслугу лет. Решение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, принятое в отношении гражданина, действовавшего добросовестно и получавшего ее на протяжении длительного времени, в большинстве случаев с неизбежностью ставит его перед необходимостью изменения образа жизни, привычного уклада и жизненных планов. Кроме того, поскольку пенсия за выслугу лет назначается, как правило, существенно ранее достижения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, гражданин, выплата пенсии за выслугу лет которому была прекращена, может оказаться лишенным средств к существованию на период до возникновения права на пенсию по старости, притом что требуемые для поиска работы и возобновления профессиональной деятельности навыки могут быть им утрачены.
Судами первой и апелляционной инстанций указанные положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N1-П не были учтены, не выяснены обстоятельства, связанные с установлением виновных действий или их отсутствия со стороны истца при принятии пенсионным органом решения о назначении досрочной страховой пенсии по старости в 2018 году по п. п. 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", что является основанием для отмены принятых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо выяснить значимые для дела обстоятельства, а именно имело ли место совершение со стороны Олиференко Ю.В. виновных действий, представление недостоверных сведений в пенсионный фонд при решении вопроса о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в 2018 году или спорный период работы истца включен по ошибке самим пенсионным органом при назначении пенсии; является ли назначенная пенсионным органом в 2018 году досрочная страховая пенсия по старости истцу единственным и/или основным (одним из основных) источником средств к существованию; сохраняется ли у истца как получателя страховой пенсии по старости фактическая возможность назначения страховой пенсии по старости по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с учетом его возраста и места последующей работы, учитывая, что истец указывает, что уволился из органов, осуществляющих спасательную деятельность, после назначения ему страховой пенсии по старости пенсионным органом в 2018 году.
С учетом изложенных обстоятельств, суд кассационной инстанции отменяет принятые судебные постановления и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 15 июня 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Горно - Алтайский городской суд Республики Алтай.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.