Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Сулеймановой А.С., Умысковой Н.Г., при участии прокурора Рубана А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0026-01-2021-004768-97 по иску прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Розовская средняя общеобразовательная школа" Омского муниципального района Омской области об обязании обеспечить охрану объектов (территории) образовательного учреждения, к Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области об обязании профинансировать мероприятия по обеспечению охраны объектов (территории) образовательного учреждения, по кассационной жалобе администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 18 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 июля 2022 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Розовская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" (далее - МБОУ "Розовская СОШ") об обязании обеспечить охрану объектов (территории) образовательного учреждения, к Комитету по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области об обязании профинансировать мероприятия по обеспечению охраны объектов (территории) образовательного учреждения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района перед началом 2021/2022 учебного года проведена проверка реализации прав несовершеннолетних на образование и обеспечение безопасных условий пребывания в образовательных учреждениях Омского муниципального района Омской области, в ходе которой в деятельности МБОУ "Розовская СОШ", Комитета по образованию администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского муниципального района Омской области установлены нарушения в области антитеррористического законодательства. В частности, здание и территория МБОУ "Розовская СОШ", которой присвоена 3 категория безопасности, не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану со специализированными организациями не заключен, охрану осуществляют сторож, не обладающий специальными навыками, не проходивший специальную подготовку, у которого отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Как следует из информации Комитета по образованию администрации Омского муниципального района Омской области денежные средства на финансирование указанных мероприятий в бюджете не предусмотрены, при этом, образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности своих объектов, однако реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые администрацией муниципального района в необходимом размере обеспечены не были. Отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства в указанной сфере.
Истец просил суд обязать МБОУ "Розовская СОШ" обеспечить охрану объектов (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать администрацию Омского муниципального района Омской области, Комитет по образованию администрации Омского муниципального района по Омской области выделить финансирование на обеспечение охраны объектов (территории) муниципального бюджетного образовательного учреждения "Розовская СОШ" сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Омского районного суда Омской области от 18 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 июля 2022 г, на МБОУ "Розовская СОШ" возложена обязанность обеспечить охрану объектов (территории) образовательного учреждения, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до 1 сентября 2022 года.
На администрацию Омского муниципального района Омской области, Комитет по образованию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность осуществить финансирование расходов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Розовская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской" области на обеспечение вышеуказанных мероприятий по охране объектов (территории) в срок до 1 июля 2022 года.
С МБОУ "Розовская СОШ" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе администрация Омского муниципального района Омской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что утверждение и изменение бюджета, за счет средств которого может быть обеспечено финансирование мероприятий по охране, осуществляется только Советом Омского района, при этом принимая решение о возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий, суды подменили предусмотренную законом процедуру бюджетного процесса.
Также полагает необоснованным возложение на образовательное учреждение обязанности обеспечить вооруженную охрану, поскольку образовательным учреждением на основании разработанного паспорта безопасности заключен договор с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области" по охране объекта посредством тревожной сигнализации, установленной в учреждении. Полагает, что учреждением выполнены требования антитеррористической защищенности объекта
Кроме того, судом не учтены изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 289 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)" в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в силу которых подпункт "б" пункта 25 Постановления N 1006 не подлежит применению в данном случае, поскольку учреждение относится к 4 категории опасности.
Относительно доводов кассационной жалобы ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Омской области" принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Из материалов дела следует, что МБОУ "Розовская COШ" является объектом массового пребывания несовершеннолетних и взрослых, который в установленном порядке отнесен к объектам антитеррористической защиты третьего уровня опасности. Учредителем МБОУ "Розовская COШ" является Омский муниципальный район Омской области, функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, собственником имущества учреждения является муниципальный район Омской области. МБОУ "Розовская COШ" осуществляет образовательную деятельность в закрепленном за ней здании по адресу: 644508, Омская область, Омский район, п. Розовка, ул. Парковая, д. 11.
Охрану данного объекта и прилегающей территории осуществляет лицо, не обладающее специальными навыками, не прошедшее специальную подготовку, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств. Полагая, что имеет место нарушение требований закона в части антитеррористической защищенности объекта образования, прокурор Омского муниципального района Омской области 24 июля 2019 г. внес представление директору МБОУ "Розовская СОШ" об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Аналогичные представления были направлены 31 августа 2021 г. в адрес Комитета по образованию администрации Омского муниципального района Области и 23 августа 2021 г. - в адрес Главы Омского муниципального района Омской области, а также повторно 30 августа 2021 г. директору МБОУ "Розовская СОШ". На момент рассмотрения данного спора установленные нарушения не устранены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, пришел к обоснованному выводу о том, что организация охраны используемых МБОУ "Розовская СОШ" здания и прилегающей территории без непосредственного присутствия в них сотрудников специализированных охранных организаций не соответствует требованиям закона.
Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества с целью выполнения требований в части антитеррористической защищенности объекта, суд первой инстанции возложил на Администрацию г. Омска и Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области обязанность осуществить финансирование соответствующих мероприятий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств и при правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии к терроризму" предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В силу пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Согласно подпункту "б" пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24, установленным для объектов (территорий) четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из этого следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к каким отнесено МБОУ "Розовская СОШ", должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Отклоняя доводы кассатора о том, что на дату рассмотрения дела судом изменено нормативное регулирование, которое в настоящее время позволяет отнести МБОУ "Розовская СОШ" к объектам четвертой категории опасности, суды обоснованно исходили из того, что категория опасности школы как объекта антитеррористической защиты на момент рассмотрения данного дела не изменена.
Отнесение объекта к определенной категории, в том числе изменение категории объекта по классу опасности, производится в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 15 Требований комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) с составлением соответствующего акта обследования, однако таких документов в материалы дела не представлено.
Учитывая установленные судами указанные обстоятельства, судебная коллегия отклоняет довод кассатора о том, что необходимые мероприятия антитеррористической направленности МБОУ "Розовская СОШ" выполнены посредством заключения договора об охране здания и территории школы путем оборудования кнопкой передачи тревожных сообщений, поскольку, судами установлено, что указанные ответчиком мероприятия не являются достаточными для выполнения требований закона.
Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества МБОУ "Розовская СОШ" на выполнение соответствующих требований по антитеррористической защищенности объекта, суды правомерно возложили на Администрацию и Комитет обязанность по финансированию соответствующих мероприятий.
Принятие решения в части возложения обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по организации охраны МБОУ "Розовская СОШ" сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, само по себе не свидетельствует о вмешательстве судебных органов в бюджетный процесс, так как принятыми судебными постановлениями на орган исполнительной власти не возлагается обязанность по осуществлению финансирования с нарушением норм бюджетного законодательства, в то же время принятие судебного решения, возлагающего указанную обязанность на орган исполнительной власти, в силу части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для разрешения вопроса о финансировании необходимых мероприятий в порядке, установленном законом, в том числе нормами бюджетного законодательства.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, повторному изложению позиции стороны ответчика, получившей правовую оценку судов первой и апелляционной инстанции, результаты которой отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 18 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 6 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.