Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Брянцевой Н.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-111/2022 по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о признании не действующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2019 г. N 68/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН N), филиал "Усть-Донецкий" на 2020-2024 годы" в части, по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 19 мая 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области Колоткова М.В, Вербицкого Е.А, Кисилевой И.П, поддержавших апелляционную жалобу, возражения по доводам апелляционной жалобы представителей административного истца Кириченко А.А, Бушминой В.В, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования, тарифный орган) 20 декабря 2019 г. принято постановление N 68/2 "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ" (ИНН N), филиал "Усть-Донецкий" на 2020-2024 годы" (далее - Постановление N 68/2), которым установлены тарифы с применением метода индексации на 2020-2024 гг. (второй долгосрочный период регулирования) для потребителей филиала "Усть-Донецкий".
Пунктом 1 постановления установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО "УРСВ", филиал "Усть-Донецкий" с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г, согласно приложению N 1.
Пунктом 2 Постановления N 68/2 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г, согласно приложению N 2.
Постановлениями РСТ от 18 декабря 2020 г. N 54 и от 20 декабря 2021 г. N 71/26, осуществлена корректировка тарифов на 2021 и 2022 гг.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ", Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими приложение N 1 полностью и приложение N 2 в части определенного базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности к Постановлению N 68/2 и принять замещающий нормативный правовой акт, ссылаясь на допущенные тарифным органом при установлении экономически обоснованного уровня тарифов нарушения положений пункта 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования).
Решением Ростовского областного суда от 19 мая 2022 г. административные исковые требования удовлетворены. Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение N 1, приложение N 2 в части определенного базового уровня операционных расходов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения к Постановлению N 68/2. На орган регулирования возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в части, в которой Постановление N 68/2 признано недействующим решением суда.
На решение суда тарифным органом подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом, а также прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, с просьбой оставить решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Как усматривается из материалов дела, установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается.
Порядок установления тарифов методом индексации определен разделом IX Основ ценообразования (пункты 74 - 80.1), порядок расчета необходимой валовой выручки методом индексации предусмотрен разделом VII Методических указаний (пункты 84 - 89).
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов (пункт 79 Основ ценообразования).
В силу пункта 79.1 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования (за исключением параметров нормативного уровня прибыли) определяются в соответствии с разделом VIII настоящего документа.
Пунктом 59 Основ ценообразования определено, что величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями.
Состав расходов, включаемых в базовый уровень операционных расходов, определен пунктом 61 Основ ценообразования, как производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам).
В составе производственных расходов подлежат учету расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала (подпункт "г" пункта 39 Основ ценообразования); в составе ремонтных расходов - расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала (подпункт "в" пункта 40 Основ ценообразования); в составе административных расходов - расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (подпункт "б" пункта 41 Основ ценообразования).
Пунктом 52 Основ ценообразования определено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
ГУП РО "УРСВ" заявило расходы на оплату труда по услугам холодное водоснабжение (питьевая вода), водоотведение и холодное водоснабжение (техническая вода) исходя из размера тарифной ставки рабочего первого разряда производственного / административного персонала, по каждому виду регулируемой деятельности соответственно: 6 321, 39 / 6 321, 39 руб, 5 788, 80 / 5795, 92 руб, 5 788, 80 / 5795, 92 руб.
Как следует из экспертного заключения по делу от 12 декабря 2019 г, по всем видам регулируемой деятельности базовая ставка рабочего первого разряда была применена в размере 6 678, 00 руб.
Для расчета тарифной ставки РСТ исходила из заявки, руководствовалась Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО "УРСВ", утвержденным 29 декабря 2018 г, штатными расписаниями, расчетными таблицами на 2020-2024 гг, и условиями регионального тарифного соглашения по ЖКХ Ростовской области без учета дополнительного соглашения.
Между тем на дату принятия оспариваемого постановления в сфере водоснабжения и водоотведения действовали два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г.
Пунктом 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 г. (пролонгированного на период 2020 - 2022 годы), минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2020 г. установлена не ниже 10 746, 00 руб.
Тарифным органом данные обстоятельства не учтены, не определено отраслевое соглашение, подлежащее применению при расчете тарифов для административного истца, немотивированно не приняты во внимание положения вышеназванного Отраслевого соглашения.
Таким образом, расчет органом регулирования заработной платы, исходя из ставки, равной 6 778, 00 руб, является неправомерным и экономически необоснованным.
В части доводов апелляционной жалобы о невозможности применения Отраслевого тарифного соглашения по причине отсутствия сведений у тарифного органа о присоединении Предприятия к нему, судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 10.4 Отраслевого тарифного соглашения, утвержденного 8 декабря 2016 г, определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835 с официальным предложением Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ.
Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Так как общество не направляло мотивированный отказ от присоединения к данному Отраслевому тарифному соглашению, то в силу частей 7 - 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835, действие названного Отраслевого тарифного соглашения распространяется на ГУП РО "УРСВ", как на организацию, не подавшую в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к указанному соглашению мотивированного письменного отказа от присоединения к нему.
Таким образом, неприменение тарифным органом положений Отраслевого тарифного соглашения при расчете расходов на оплату труда общества по основанию непредъявления обществом официального подтверждения своего участия в отраслевой системе социального партнерства, является несостоятельным.
Как обоснованно сделан вывод судом первой инстанции, то, что Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг, утвержденное 8 декабря 2016 г, не представлялось регулируемой организацией в материалы дела об установлении тарифов, не является основанием для неприменения его параметров.
В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов и пунктом 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения.
При этом, тексты соглашения и письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835, размещены в информационно-правовых базах и сети "Интернет".
Сведения, предоставленные ГУП РО "УРСВ" в расчетных таблицах без учета тарифной ставки, утвержденной отраслевым тарифным соглашением, как и сведения, содержащиеся в Положении об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО "УРСВ", утвержденном 29 декабря 2018 г, не освобождали РСТ от анализа документов, в том числе, на предмет распространения положений Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ на 2017-2019 гг, утвержденного 8 декабря 2016 г, на регулируемую организацию, не являлись правовым основанием для игнорирования требований пунктов 52 Основ ценообразования и 17 Методических указаний, подлежащих обязательному исполнению при определении расходов на оплату труда, не исключали возможность учета этих расходов на долгосрочный период регулирования, исходя из норм указанного отраслевого тарифного соглашения.
При данных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что исчисление базового уровня операционных расходов по всем видам регулируемой деятельности (на питьевую воду в размере 30 423, 48 тыс. руб, на техническую воду в размере 333, 05 тыс. руб, на водоотведение в размере 12 624, 60 тыс. руб.) исходя из ставки 6 678, 00 руб, без учета указанного в Отраслевом тарифном соглашении в ЖКХ РФ размера минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда, привело к неверному определению размера тарифов. Расчет является неправомерным и экономически необоснованным, не позволяющим административному истцу выполнять вытекающие из тарифного соглашения обязательства перед работниками, в связи суд пришел к верному выводу, что расходы на оплату труда подлежат пересчету, как и производные от них отчисления на социальные нужды.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы повторяют позицию органа регулирования в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского областного суда от 19 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.