Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Сумбаевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД N 26OS0000-04-2022-000125-15 (3а-284/2022) по административному исковому заявлению ФИО12 к Правительству Ставропольского края, губернатору Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта (в части), по апелляционной жалобе Правительства Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 09 июня 2022 г, заслушав доклад судьи Сумбаевой А.В, объяснения представителя административных истцов ФИО13, принимавшей участие посредством видеоконференц-связи при содействии Ставропольского краевого суда, заключение старшего прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО14
установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п" (далее по тексту - постановление Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п) утверждены Изменения, которые вносятся в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов (далее Изменения, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п).
В подпункте 6 пункта 3 данных Изменений, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п, установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3% в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах "1" - "5" настоящего пункта.
Пунктом 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", предусматривающего компенсацию части потерь доходов местного бюджета в связи со снижением в 2019 году ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения солнечных электростанций и обслуживающих их сооружений и объектов, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.
Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующими пункта 3 постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п в части распространения данного постановления на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 г.; подпункта 6 пункта 3 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п, со дня их принятия, как противоречащего принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Также в обоснование заявленных требований административными истцами указано, что подпункт 6 пункта 3 Изменений издан в той же самой редакции, что и подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п, который ранее признан недействующим на основании решения Ставропольского краевого суда от 02 августа 2019 г. по административному делу N 3а-212/2019, вступившего в законную силу 19 декабря 2019 г, что является подтверждением преодоления незаконного нормативного правового акта и, соответственно, злоупотреблением правом.
В связи с отказом административных истцов от требований о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п в части распространения данного постановления на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 г, определением Ставропольского краевого суда от 09 июня 2022 г. производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Ставропольского краевого суда от 09 июня 2022 г. административное исковое заявление в оставшейся части удовлетворено; признан недействующим подпункт 6 пункта 3 Изменений, которые вносятся пунктом 1 в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной штаты за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п", со дня принятия Постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п; на губернатора Ставропольского края возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда на официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края в течение 1 месяца со дня его вступления в законную силу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Ставропольского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ставропольского краевого суда от 09 июня 2022 г. отменить, принять по делу новое решение о признании нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование апелляционной жалобы Правительство Ставропольского края указало, что судом первой инстанции неверно определен момент, с которого нормативный правовой акт следует признать недействующим. По мнению административного ответчика, обжалуемое решение вступает в противоречие с решением Ставропольского краевого суда по делу N 3а-212/2019, вступившего в законную силу 19 декабря 2019 г.; постановление Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п действовало с 01 января 2019 г. до 31 декабря 2019 г, доказательств того, что постановление Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п не применялось к неопределенному кругу лиц, материалы дела не содержат.
До начала судебного заседания от участвовавшего в деле прокурора, представителя административных истцов поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражена позиция о законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов ФИО5 против апелляционной жалобы возражала.
Выступивший с заключением прокурор ФИО6 полагал решение Ставропольского краевого суда от 09 июня 2022 г. постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, не усмотрел оснований для его отмены.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Информация о движении дела, дате и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (3ap.sudrf.ru).
Поскольку неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя административных истцов ФИО5, заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основываясь на положениях части 8 статьи 213 КАС РФ предусматривающей, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются - нарушение прав административного истца, соблюдение полномочий, формы, вида, процедуры принятия, правил введения в действие, порядка опубликования, государственной регистрации и вступления нормативных правовых актов в силу, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции сделал верные выводы, что Изменения, которые вносятся в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной штаты за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п", приняты уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке и в пределах предоставленных полномочий. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, которые сделаны на основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, представленных в дело доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Суд первой инстанции, определяя момент с которого нормативный правовой акт в обжалуемой части следует признать недействующим, исходил из того, что подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п, в той же редакции, что и подпункт 6 пункта 3 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п, признан недействующим на основании решения Ставропольского краевого суда от 02 августа 2019 г. по делу N 3а-212/2019 со дня вступления в законную силу данного судебного акта, то есть с 19 декабря 2019 г.; 28 декабря 2019 г. принято новое постановление Правительства Ставропольского края N 633-п по ставкам арендной платы. Данное обстоятельство послужило основанием для признания нормативного правового акта недействующим (в части) с момента его принятия.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными, поскольку обжалуемое постановление Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п распространяется на правоотношения с 01 января 2019 г. Таким образом, признание подпункта 6 пункта 3 Изменений, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 г. N 454-п, с даты вступления решения суда в законную силу приведет к ситуации, когда одна и та же норма действует в один и тот же промежуток времени, что затруднительно в правоприменительной практике.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 09 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 20 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.