Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Печуриной Ю.А. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Специализированный застройщик "ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" на решение Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Специализированный застройщик "ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Специализированный застройщик "ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" (далее - ООО "СЗ ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия решения 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 3 декабря 2018 года N 3 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне - "зоне застройки среднеэтажных многоквартирных жилых домов".
В обоснование исковых требований указано, что 6 октября 2021 года между ООО "СЗ "ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" и ООО "БИРСАЛ" заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, по которому ООО "БИРСАЛ" передал (уступил), а ООО "СЗ "ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" принял все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от Арендодателя - муниципальное образование городской округ Ялта. Предметом аренды является земельный участок, общей площадью 11 003 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
В указанном договоре аренды вид разрешенного использования земельного участка: "Многоэтажная жилая застройка". В ЕГРН также указан вид разрешенного использования земельного участка: "Многоэтажная жилая застройка".
Между тем, как стало известно административному истцу после получения Градостроительного плана в 2022 году, согласно карте функциональных зон городского округа Генерального плана муниципальное образование городской округ Ялта, утвержденного решением от 3 декабря 2018 года N 3, указанный земельный участок отнесен к функциональной зоне - "зона застройки среднеэтажных многоквартирных жилых домов".
Установленная функциональная зона фактически исключает возможность использования земельного участка по его целевому назначению, то есть для строительства многоквартирных жилых домов.
В связи с чем, по мнению административного истца, Генеральный план противоречит требованиям статьи 12, статьи 34 Градостроительного кодекса РФ и препятствует реализации прав истца на рациональное использование земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца по доверенности Мальцева А.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В апелляционной жалобе административный истец ссылается на то, что на дату утверждения Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым спорный земельный участок имел вид разрешенного использования: "многоэтажная жилая застройка", установленный в договоре аренды от 30.03.2016, соответствующий целевому назначению земельного участка, определенному по праву Украины, действующему на территории Республики Крым до ее принятия в состав Российской Федерации. То есть при утверждении оспариваемого Генерального плана не учитывалось фактическое землепользование.
Прокуратура Республики Крым в своих возражениях на поданную апелляционную жалобу считает решение Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2022 года законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца Мальцева А.В. и Бондаренко О.И. поддержали апелляционную жалобу в полном объеме, просили отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2022 года, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Прокурор Костюк А.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указал, что согласно выкопировке из Генерального плана курортного района Большая Ялта, утвержденного постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 15.06.1993 N 136, земельный участок с кадастровым номером N расположен на территории малоэтажной жилой застройки и частично, в границах объектов транспортно-дорожной сети (магистральные улицы городского значения).
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана пгт. Отрадное, утвержденного решением Массандровского поссовета от 29.04.2013 N 37, земельный участок с кадастровым номером N расположен на территории многоквартирной жилой застройки средней этажности и частично, в границах объекта транспортно-дорожной сети (улицы магистральные).
Согласно выкопировке из карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 03.12.2018 N 3, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах функциональной зоны застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами, частично на территории земель общего пользования, и частично, в границах объектов транспортной инфраструктуры местного значения (главные улицы; улицы в жилой застройке основные). То есть при утверждении оспариваемого Генерального плана учитывалось фактическое землепользование.
Вместе с тем, Генеральный план является документом территориального планирования и несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории и не направлен на фиксацию существующего положения. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемые положения Генерального плана не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, 3 декабря 2018 года решением N 3 Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва на 75 сессии "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Решением N 5 от 28 декабря 2018 года, утверждённым на 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, внесены изменения в решение N 3 от 3 декабря 2018 года "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", с изложением Приложения N 7 к решению "Карта предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам" в новой редакции (Приложение N 1 к настоящему решению).
16 июня 2020 года решением N 11 в решение Ялтинского городского совета Республики Крым N 3 от 3 декабря 2018 года также внесены изменения, которые, однако, не затрагивают предмет настоящего административного иска.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
К вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового
дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 29 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года N 1 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Устава, Ялтинский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта, и к его полномочиям относится утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки.
В силу изложенного, судом первой инстанции верно установлено, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории города Ялта Республики Крым относится к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статьёй 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
При этом, участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия является одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедура проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: 1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; 2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; 4) официальный сайт и (или) информационные системы; 5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; 7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым установлен Положением об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, утверждённым Решением Ялтинского горсовета Республики Крым от 21.06.2018 N 9.
Согласно пункту 2.1 Положения, обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежит проект генерального плана городского округа, проект о внесении изменений в генеральный план городского округа (подпункт 2.1.1), которые согласно пункту 3.2 Положения назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета путём издания соответствующего постановления.
Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Как предусмотрено частями 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 11-13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Из материалов административного дела следует, что подготовка генерального плана муниципального образования городской округ Ялта осуществлялась на основании муниципального контракта N 1 от 04.11.2015, заключённого между Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым и ООО "Проектный институт "Геоплан".
Постановлением Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателя Ялтинского городского совета от 19 июля 2018 года N 16 назначены общественные обсуждения по проекту Генерального плана, определён порядок их проведения, на Администрацию возложена обязанность по размещению материалов проекта Генерального плана на официальной странице муниципального образования, их публикации в газете "Ялтинские вести", создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана, утверждено положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана.
Во исполнение постановления Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателя Ялтинского городского совета от 19 июля 2018 года N 16 в каждом населённом пункте городского округа Ялта Республики Крым в период с 20 июля 2018 года по 24 августа 2018 года (срок проведения общественных обсуждений) проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана, разработанному ООО "Проектный институт "Геоплан" во исполнение условий муниципального контракта N 1 от 04.11.2015 года, составлены протоколы их проведения.
После проведения общественных обсуждений, 22 августа 2018 года подготовлено заключение, утверждённое председателем Временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которое вместе с необходимыми документами (все предложения и замечания от участников общественных обсуждений, содержание внесенных предложений и замечаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории муниципального образования городской округ Ялта, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений), направлено в адрес Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателя Ялтинского городского совета.
Заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Генерального плана опубликовано в газете "Ялтинские вести", размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта.
Главой администрации города Ялта Республики Крым 31 октября 2018 года принято постановление N 2137-П, которым постановлено согласовать и направить проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с картой по несогласованным вопросам "Карта предложений об исключении из проекта генерального плана материалов по несогласованным вопросам" в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения об утверждении или отклонении проекта генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с перечнем спорных градостроительных территорий (или участков), в пределах которых без изменения функционального зонирования генерального плана возможно регулирование и (или) уточнение территориальных зон правилами землепользования и застройки с разработкой документации по планировке территории или иных обосновывающих материалов согласно приложениям 1-4 к настоящему решению, и перечня спорных градостроительных территорий (или участков) с учётом заявлений юридических и физических лиц или муниципальных инициатив.
1 ноября 2018 года за N 7522/02.1-22 главой администрации города Ялта Республики Крым направлены главе муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателю Ялтинского городского совета проект генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым с материалами по его обоснованию, с внесенными в него изменениями по результатам проведения общественных обсуждений с заключениями для принятия решения об утверждении генерального плана.
Проект решения прошёл антикоррупционную экспертизу в Прокуратуре города Ялта, Управлении организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета Республики Крым.
На заседании 75 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, состоявшейся 3 декабря 2018 года, единогласно принято решение N 3 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", в соответствии с пунктом 1 которого, утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе: 1.1 Положение о территориальном планировании (Приложение N 1); 1.2 Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа (Приложение N 2); 1.3 Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа (Приложение N 3); 1.4 Карта функциональных зон городского округа (Приложение N 4); 1.5 Карта планируемого размещения объектов местного значения городского округа, относящихся к областям водоснабжения и водоотведения (Приложение N 5); 1.6 Карта функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения, относящихся к областям водоснабжения, водоотведения и связи (Приложение N 6).
Указанное решение опубликовано на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - 6 декабря 2018 года, а также в газете "Ялтинские вести" от 8 декабря 2018 года.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и виду, процедура его принятия, согласования, установленная статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена, опубликован в установленном порядке и надлежащим образом доведен до всеобщего сведения.
Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административного истца о нарушении его прав, судом первой инстанции установлено следующее.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее градостроительные отношения).
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом, материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, границы городского округа, местоположение существующих и строящихся объектов городского округа.
Из совокупного анализа приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий.
Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий.
При этом, правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
Как следует из материалов административного дела, 10 сентября 2007 года на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 11 003 кв.м. по адресу: "адрес"А, с присвоением кадастрового номера N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)", правообладатель - Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым, вид права - собственность.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 30 марта 2016 года N 791-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: "адрес"А, с обществом с ограниченной ответственностью "Евро-Юг" в пункте 1 постановлено: Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Евро-Юг" договор аренды земельного участка, сроком на 10 лет, общей площадью 11 003 кв.м, из категории земель - "Земли населённых пунктов", с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", с видом разрешенного использования - "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" - (код 2.6), в границах, указанных в кадастровом плане.
30 марта 2016 года между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Евро-Юг" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка.
В дальнейшем, 22 июля 2021 года на основании Договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заключенного между ООО "БИРСАЛ" и ООО "ЕВРО-ЮГ", права и обязанности по Договору аренды указанного земельного участка возникли у ООО "БИРСАЛ".
6 октября 2021 года между Обществом с ограниченной ответственностью "БИРСАЛ" (Арендатор) и Обществом с ограниченной ответственностью "СЗ ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" (Новый арендатор) заключён Договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Так, согласно пункту 1.1 Договора, ООО "БИРСАЛ" передал (уступил), а ООО "СЗ "ЮГДЕВЕЛОПМЕНТ" принял все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 30.03.2016, заключенного ООО "ЕВРО-ЮГ" с Арендодателем - Муниципальным образованием городской округа Ялта в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее ? Договор аренды земельного участка), по условиям которого Арендодатель передал, а ООО "ЕВРО-ЮГ" принял за плату во временное владение и пользование сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 11 003 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"А, кадастровый N.
Согласно выкопировке из Генерального плана курортного района Большая Ялта, утверждённого постановлением Совета министров Автономной Республики Крым N 136 от 15 июня 1993 года, земельный участок с кадастровым номером N расположен на территории малоэтажной жилой застройки, и частично, в границах объектов транспортно-дорожной сети (магистральные улицы городского значения) (т. 1 л.д. 85).
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана пгт. Отрадное, утверждённого решением Массандровского поссовета N 37 от 29.04.2013, земельный участок с кадастровым номером N расположен на территории многоквартирной жилой застройки средней этажности, и частично, в границах объекта транспортно-дорожной сети (улицы магистральные) (т. 1 л.д. 87).
Согласно выкопировке из карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым N3 от 03.12.2018, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах функциональной зоны застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами,, частично на территории земель общего пользования, и частично, в границах объектов транспортной инфраструктуры местного значения (главные улицы; улицы в жилой застройке основные) (т. 1 л.д. 86).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, при утверждении оспариваемого Генерального плана учитывалось предыдущее фактическое землепользование.
Вместе с тем, Генеральный план является документом территориального планирования и несет функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории, и не направлен на фиксацию существующего положения. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ).
При этом, в самом договоре, заключенным административным истцом приведены зарегистрированные в ЕГРН ограничения, обременения использования указанного земельного участка:
- предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия - с 09.02.2016, реквизиты документа-основания: приказ об установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Черного моря на территории Республики Крым от 23.12.2015 N 1449, выдан Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым;
- реквизиты документа-основания: постановление Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 N 582, срок действия - с 25.11.2017, содержание ограничения: в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается, в том числе, строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.
Согласно части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Собственником данного земельного участка является Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым, что не оспаривалось административным истцом.
При этом, следует отметить, что договор в отношении данного земельного участка заключён административным истцом в 2021 году, тогда как оспариваемое решение принято ещё в 2018 году и опубликовано в установленном законом порядке. Административный истец имел возможность ознакомиться с оспариваемым Генеральным планом и не заключать договор аренды 6 октября 2021 года.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 декабря 2018 года N 3 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, в связи с чем, отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд республики Крым суд по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.