Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-142/2022 по административному исковому заявлению Карцева Игоря Викторовича о признании недействующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 г. N 357 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области" по апелляционной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области Захарчук А.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
6 сентября 2017 г. Правительством Ленинградской области принято постановление N 357 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области" (далее - постановление Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 г. N 357, Генеральный план), которое 20 сентября 2017 г. опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Карцев И.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим Генеральный план в части, в которой он не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером 47:14:0103008:19 относительно границ населённого пункта дер. Шепелево.
В обоснование заявленных требований Карцев И.В. указал на то, что из карт, являющихся составной частью генерального плана, следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0103008:19, принадлежащий ему на праве собственности, отнесён к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
Административный истец полагал, что отнесение указанного земельного участка к территории с неопределённым статусом противоречит требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Постановление Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 г. N 357 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области" признано не действующим с даты вступления решения суда в законную силу в той части, в которой оно не позволяет достоверно определить местонахождение земельного участка с кадастровым номером 47:14:0103008:19 относительно границ населённого пункта дер. Шепелево.
В апелляционной жалобе Правительство Ленинградской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушением судом норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте правовой неопределённости в части определения местоположения земельного участка с кадастровым номером 47:14:0103008:19 относительно границ населённого пункта дер. Шепелево.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом в связи со следующим.
Как верно указал суд первой инстанции, постановление Правительства Ленинградской области от 6 сентября 2017 г. N 357 принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, опубликовано в установленном порядке, что установлено вступившим в силу решением Ленинградского областного суда от 2 июля 2019 г. по делу N 3а-127/2019, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план содержит в себе следующие карты: карта функциональных зон поселения, карта планируемого размещения объектов местного значения поселения; карта границ населённых пунктов; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения в области транспортной инфраструктуры; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения в области инженерной инфраструктуры.
Из вышеуказанных карт следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0103008:19, принадлежащий административному истцу, отнесён к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
При этом в картах, содержащихся в материалах по обоснованию генерального плана, территория, к которой относится земельный участок, принадлежащий административному истцу, отмечена как территория с двойным статусом (две категории земель), а именно: земли населённых пунктов (согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области) и земли лесного фонда (согласно данным лесохозяйственного регламента Ломоносовского лесничества Ленинградской области).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном данным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населённых пунктов является, в том числе: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населённых пунктов (в том числе границах образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населённых пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В связи с невозможностью отнесения земельного участка к одной из категорий земель, вызванной противоречиями между данными лесоустройства и Единым государственным реестром недвижимости и отсутствием положительного согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении участков в земли населённых пунктов, оспариваемым постановлением земельный участок отнесён к территории, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель.
Между тем, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, генеральный план в оспариваемой части не соответствует статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не отвечает общеправовому критерию формальной определённости, допускает неоднозначное толкование его содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой определяет местоположение земельного участка с кадастровым номером 47:14:0103008:19 относительно границ дер. Шепелево.
Указанное также следует и из обстоятельств, установленных решением Ленинградского областного суда от 2 июля 2019 г. по делу N 3а-127/2019, оставленному без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 г, решением Ленинградского областного суда от 27 января 2020 г. по делу N 3а-7/2020, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 мая 2020 г.
Так, суд первой инстанции, установив, что земельный участок административного истца расположен в пределах той же территории, что и земельные участки с кадастровыми номерами 47:14:01:03002:40, 47:14:01:03002:41 и 47:14:01:03002:42, применение функционального зонирования на которой возможно только после вынесения судебного решения об отнесении данной территории к одной из категорий земель, пришёл к правильному выводу о том, что неопределённость оспариваемого нормативного правового акта в части местоположения данного земельного участка относительно границ населённого пункта дер. Шепелево, установленная названными судебными актами, свидетельствует также о наличии правовой неопределённости генерального плана в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 47:14:0103008:19 относительно границ дер. Шепелево.
Решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 г. основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.