Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Задорожной Александры Васильевны к акционерному обществу "Нерюнгринский городской водоканал" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по перерасчету и выплате заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Задорожной Александры Васильевны
на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Задорожная А.В. обратилась с иском к акционерному обществу "Нерюнгринский городской водоканал" (далее - АО "Нерюнгринский городской водоканал") о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по перерасчету и выплате заработной платы, компенсации морального вреда, указывая, что истец с 16.04.2021 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности контролера водопроводного хозяйства.
05.09.2021 вынесен приказ N 135-ок об отстранении истца от работы с 17.09.2021 без сохранения заработной платы. Считает оспариваемый приказ об отстранении от работы без сохранения заработной платы незаконным, необоснованным и подлежащем отмене, так как работодатель не имел полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, прививки проводятся при наличии информационного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, иммунопрофилактика граждан является добровольной. Кроме того, работодатели до момента прямого указания санитарного врача Республики Саха (Якутия) в нормативном акте на возможность отстранения работников, отказавшихся от обязательной вакцинации, не могут их отстранить, в противном случае это будет нарушением трудовых прав работников, предусмотренных ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В постановлении главного санитарного врача Республики Саха (Якутия) отсутствует прямое указание на отстранение от работы работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против (COVID-19). При этом, после предоставления уведомления N 311 от 02.09.2021 истцу не разъяснена необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакционные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения прививки. Информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство Задорожной А.В. не предоставлялось и соответственно подписано не было, как и отказ от прививки.
Истец просил суд признать приказ АО "Нерюнгринский городской водоканал" N 135-ок от 15.09.2021 об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы незаконным, взыскать с АО "Нерюнгринский городской водоканал" в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула в размере 48 045, 24 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Задорожная А.В. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывает, что постановление главного государственного санитарного врача региона не предусматривает возможности отстранения работника от работы и не является нормативным правовым актом. Считает, что сам по себе отказ от вакцинации против коронавирусной инфекции в силу действующего правового регулирования не влечен безусловного отстранения работника от работы. Выражает несогласие с выводами суда о наличии отказа истца от вакцинации, так как письменный отказ истца от профилактических прививок, оформленный в установленном законом порядке медицинским работником, в материалах дела отсутствует.
АО "Нерюнгринский городской водоканал" представлены возражения на кассационную жалобу, просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что 16.04.2021 между АО "Нерюнгринский городской водоканал" и Задорожной А.В. заключен трудовой договор N 33, по условиям которого Задорожная А.В. с 19.04.2021 принята на работу в должности контролера водопроводного хозяйства 3 разряда.
В обязанности Задорожной А.В. согласно Должностной инструкции от 01.08.2018 входит обследование водопроводно-канализационного хозяйства абонентов бытового сектора, объектов бюджетной сферы и прочих предприятий и потребителей (пункт 1 Раздела 2); участие в мероприятиях по отбору проб сточных вод (пункт 2 Раздела 2) и др.
АО "Нерюнгринский городской водоканал" осуществляет свою деятельность в сфере оказания коммунальных услуг, водопроводного и канализационного хозяйства. При этом истец Задорожная А.В. в ходе выполнения своих трудовых обязанностей находится в постоянном контакте с гражданами и организациями, использующими коммунальные услуги.
16.07.2021 работодатель издал приказ N 186 "Об ознакомлении с нормативными документами, связанными с иммунизацией населения против COVID-19", из которого следует, что сотрудники, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на период наступления благоприятной эпидемилогической обстановки или прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции, будут отстранять от работы. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.
С указанным приказом Задорожная А.В. была ознакомлена 19.07.2021, о чем свидетельствует её подпись в копии журнала проработки директивных документов АО "НГВК".
17.08.2021 Задорожная А.В. повторно ознакомлена с приказом N 186, что подтверждается ее подписью в копии журнала регистрации инструктажа на рабочем месте СОТ и ПБ.
Уведомлением N 311 от 02.09.2021 Задорожной А.В. предложено как работнику АО "НГВК" осуществляющего трудовую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, пройти обязательную вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19. При этом разъяснено, что она может отказаться от прививки, представив подтверждающий документ. В случае отказа от вакцинации, если нет противопоказаний, Задорожная А.В. будет отстранена от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ на весь период для нормализации эпидемиологической обстановки и отмены указанного постановления. При этом согласно части 3 статьи 76 ТК РФ на период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. С указанным уведомлением Задорожная А.В. также была ознакомлена и поставила отметку о несогласии с ним.
Приказом АО "НГВК" N 135-ок от 15.09.2021 Задорожная А.В. отстранена от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 17.09.2021 до окончания периода эпидемиологического неблагополучия или до прохождения вакцинации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 5, 10, 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 N 4, ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у АО "НГВК" имелись основания для отстранения Задорожной А.В. от работы, так как, несмотря на принятие уполномоченным должностным лицом решения о проведении вакцинации по эпидемиологическим показаниям, Задорожная А.В. при отсутствии медицинских противопоказаний не прошла обязательную вакцинацию, нарушений трудовых прав истца не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что ответчиком соблюден порядок отстранения истца от работы, предусмотренный трудовым законодательством, возможность перевода истца на дистанционную работу отсутствует. Учитывая, что отстранение Задорожной А.В. от работы является законным и обоснованным, указала на отсутствие оснований для выплаты заработной платы за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ) под иммунопрофилактикой инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) понимается система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Профилактические прививки - это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ выделяет два самостоятельных направления иммунопрофилактики, описанных в статьях 9 и 10 данного Федерального закона.
Так, статья 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусматривает осуществление профилактических прививок против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Такие профилактические прививки проводятся в рамках утверждаемого Национального календаря профилактических прививок, предусматривающего сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Вторым направлением иммунопрофилактики являются профилактические прививки по эпидемическим показаниям, которые проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2021 N 125н утвержден Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
С 20.02.2021 в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения путем дополнения данного Календаря обязательной профилактической прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. В Календарь также включены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации от указанного заболевания. Так, к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно пункту 68 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование в сфере иммунопрофилактики исходит из того, что с даты, указанной уполномоченным государственным санитарным врачом, в постановлении о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, у граждан, относящихся к категориям, перечисленным в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям и в постановлении главного санитарного врача, возникает обязанность по обязательной вакцинации от соответствующего заболевания.
С целью соблюдения прав граждан на охрану здоровья часть 3 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ устанавливает, что профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Помимо этого часть 1 статьи 5 и часть 2 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусматривают, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок; профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Однако, распоряжаясь своим правом на отказ от профилактической прививки, гражданин, для которого такая прививка является обязательной, должен осознавать, что в силу требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактической прививки может повлечь для такого гражданина неблагоприятные последствия, в том числе отказ в приеме гражданина на работу или отстранение гражданина от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Главным государственным санитарным врачом по РС (Я) 19.05.2021 года N3 издано Постановление "Об иммунизации населения РС(Я) против новой корона вирусной инфекции (COVID-19)".
Данное постановление должностного лица предписывает руководителям организаций всех форм собственности индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории РС(Я), обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации. Пунктом 4.2. определено, что обязательной иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат работники в сфере - жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Так же определена минимальная граница вакцинированного населения (не менее 80% взрослого населения, с учетом противопоказаний).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 N 4 пункт 1 постановления от 19.05.2021 N 3 изложен в новой редакции, предписано обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до 15.08.2021.
Согласно п. 4.2. постановления Главного государственного санитарного врача по РС (Я) необходимо обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности в том числе жилищно-коммунального хозяйства, энергетики.
14.07.2021 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) даны разъяснения по вопросам исполнения вышеуказанных постановлений Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия), в которых указано, что руководители организаций, индивидуальные предприниматели в период эпидемического неблагополучия обязаны обеспечить проведение вакцинации не менее 70% работников от COVID-19 в сроки, указанные в постановлении Главного государственного санитарного врача по Республики Саха (Якутия). В соответствии с постановлением от 13.07.2021 N 4 руководители организаций указанных в постановлении сфер деятельности при отсутствии прививки имеют право отстранить работника от работы, а после 15 августа 2021 года - обязаны отстранить от работы на весь период эпидемического неблагополучия, или временно до тех пор, пока прививка не будет получена.
Таким образом, Главный государственный санитарный врач по Республике Саха (Якутия) воспользовался предоставленными ему пунктом 6 части 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ и статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 N 157-ФЗ полномочиями и принял решение о проведении на территории Республики Саха (Якутия) профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
С даты принятия Главным государственным санитарным врачом по Республике Саха (Якутия) постановления от 13.07.2021 N 4, которым были конкретизированы нормы, содержащиеся в постановлении от 19.05.2021 N 3, у граждан, относящимся к группам, перечисленным в пункте 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 N 3, возникла обязанность по обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям. При неисполнении данной обязанности в случае отсутствия медицинских противопоказания в отношении такого гражданина могут наступить неблагоприятные последствия, перечисленные в нормах действующего законодательства, в том числе и отстранение от работы.
Согласно абз. 8 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника и в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Доводы кассационной жалобы заявителя основаны на ошибочном понимании норм права, регулирующих спорное правоотношение, отмену принятых по делу судебных постановлений не влекут.
Судебная коллегия Верховного Суда Республики Саха (Якутия) обоснованно указала, что в силу прямого указания вышеприведенных положений Федеральных законов от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ у ответчика (работодателя) возникла обязанность исполнить постановление Главного государственного санитарного врача по РС (Я) 19.05.2021 года N3, соответственно, отказ истца от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в отсутствие медицинских противопоказаний в силу требований абзаца 8 части 1, части 3 статьи 76 ТК РФ и применения по аналогии положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ повлек возникновение у ответчика (работодателя) обязанности отстранить истца от работы без начисления заработной платы на весь период его отстранения.
Судами обоснованно учтено, что несмотря отсутствие письменного отказа работника, Задорожная А.В. фактически не привилась, медицинских документов о наличии у нее противопоказаний к вакцинации не представила, при этом о необходимости вакцинации была уведомлена дважды, лично под роспись.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Задорожной Александры Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.