Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-39/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Соната" к Совету депутатов города Новосибирска, мэру города Новосибирска о признании недействующим в части приложение 1 "Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска" к решению Совета депутатов города Новосибирска от 30 июня 2021 года N159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 года N1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска", по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью "Соната" на решение Новосибирского областного суда от 18 мая 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Соната" Столбова В.Н, возражения представителя Совета депутатов города Новосибирска Звягиной Ж.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 года N 1288 утверждены Правила землепользования и застройки города Новосибирска.
30 июня 2021 года Советом депутатов города Новосибирска принято решение N 159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 года N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" (далее - Решение N 159).
В соответствии с приложением 1 "Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска" (далее также - Приложение 1) к Решению N159 земельный участок, расположенный в Ленинском районе, с кадастровым номером N отнесен к территориальной зоне объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5).
Общество с ограниченной ответственностью "Соната" (далее - ООО Соната", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приложение 1 к Решению N159 в части отнесения земельного участка, расположенного в Ленинском районе, с кадастровым номером N к территориальной зоне объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5).
Требования мотивированы тем, что Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером N и находится в пределах функциональной зоны "Жилые зоны". Решением N159 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Новосибирска в части территориальной зоны спорного земельного участка, а именно с подзоны застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1) на зону объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5). Вместе с тем, Карта планируемого размещения объектов местного значения города Новосибирска в области образования, утвержденная решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 марта 2021 года N105, перечень объектов местного значения города Новосибирска в области образования, содержащихся в Генеральном плане города Новосибирска, сведений о размещении в границах указанного земельного участка объектов образования, имеющих значение для развития территорий, не содержит. Не предусматривает каких-либо объектов образования или иных объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска в границах спорного земельного участка Программа комплексного развития объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017-2030 годы, утвержденная решением Совета депутатов от 21 декабря 2016 года N 329. Оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением градостроительного законодательства и нарушает права административного истца.
Решением Новосибирского областного суда от 18 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Соната" Столбов В.Н. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на необоснованный вывод суда об отсутствии противоречия территориальной зоны ОД-5 функциональной Ж1. Отнесение ранее спорного земельного участка к территориальной зоне Ж1 полностью соответствовало Генеральному плану города Новосибирска. Изменение градостроительного регламента осуществлено в отсутствие правовых обоснований и свидетельствует о правовой неопределенности.
В возражениях на апелляционную жалобу мэрия города Новосибирска, прокуратура Новосибирской области просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 26 статьи 9, пунктом 8 части 2 статьи 35, частью 1 статьи 28 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 года N 616 (в редакции, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и внесения в него изменений) Совет депутатов города Новосибирска является представительным органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено утверждение Правил землепользования и застройки города Новосибирска.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие; опубликован в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" N 27 от 08 июля 2021 года и на официальном интернет-портале правовой информации города Новосибирска http://www.nskpravo.info.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации к одному из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки отнесено несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Согласно частям 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Соната" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N с местоположением: "адрес", площадью 3543 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: детские сады, детские ясли, детские ясли-сады, центры развития ребенка, для объектов общественно-делового значения.
На спорном земельном участке расположено нежилое здание детский сад с кадастровым номером N который также принадлежит на праве собственности административному истцу.
В соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов от 26 декабря 2007 года N 824, земельный участок с кадастровым номером N относится к функциональной зоне "Жилые зоны".
В результате принятия оспариваемого Решения N 159 внесены изменения в территориальную зону в отношении земельного участка с кадастровым номером N с подзоны застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1) на зону объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5), что следует из приложения 1 "Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска".
В соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, а именно таблице 9 раздела 4 "Параметры функциональных зон", размещение объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования допускается исключительно в составе "Жилой зоны", тогда как размещение таких объектов в составе "Общественно-деловая зона", а также в "Зоне смешанной и общественно-деловой застройки" не предусмотрено.
Согласно подпункту 3 статьи 21 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, зона объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5) отнесена к общественно-деловым зонам, что не соответствует положениям Генерального плана города Новосибирска.
Вместе с тем, спорный земельный участок, до внесения оспариваемым нормативным правовым актом изменений, находился в территориальной подзоне Ж-1.1 - застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки, что соответствовало функциональной зоне "Жилые зоны".
Такое территориальное планирование и градостроительное зонирование допускало размещение на спорном земельном участке объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, административными ответчиками не представлено суду безусловных правовых оснований для изменения территориального планирования.
Таким образом, установление Правилами землепользования и застройки города Новосибирска в отношении спорного земельного участка территориальной зоны ОД-5 - зоны объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования не соответствует функциональной зоне "Жилые зоны", в связи с чем Правила землепользования и застройки города Новосибирска в оспариваемой части противоречат приведенным нормам федерального законодательства.
Выводы суда о правомерности установленного градостроительного зонирования по тем основаниям, что в жилых зонах допускается размещение образовательных объектов, не свидетельствуют о соответствии территориальной зоны ОД-5 функциональной зоне - "Жилые зоны".
При изложенных выше обстоятельствах и положениях закона, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, судебная коллегия считает признать недействующим оспариваемые положения Решения N 159 с даты вступления решения в законную силу, то есть с даты вынесения апелляционного определения.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть подлежит включению указание об опубликовании принятого по делу апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 18 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Соната" к Совету депутатов города Новосибирска, мэру города Новосибирска удовлетворить.
Признать недействующим с даты вынесения настоящего апелляционного определения приложение 1 "Карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска" к решению Совета депутатов города Новосибирска от 30 июня 2021 года N159 "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 года N1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" в части отнесения земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Новосибирска, с кадастровым номером N к территориальной зоне объектов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ОД-5).
Возложить на Совет депутатов города Новосибирска обязанность опубликовать настоящее апелляционное определение или сообщение о его принятии в течение одного месяца в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Е.И. Захаров
С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.