Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Ненашевой Е.Н, Войтко С.Н, при секретаре Акматовой О.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-91/2022) по административному исковому заявлению АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" о признании недействующими в части нормативных правовых актов, по апелляционным жалобам Региональной энергетической комиссии Кузбасса, ПАО "Россети Сибирь" на решение Кемеровского областного суда от 1 июня 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО6, представителя ПАО "Россети Сибирь" ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 954 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год (далее - постановление N 954).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 N 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год (далее - постановление N 956).
Пунктами 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 52, 77, 92 приложения к Постановлению N 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между акционерным обществом "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" и ООО "Горэлектросеть", ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "ОЭСК", ООО "ЕвразЭнергоТранс", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС", АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ООО "Территориальная сетевая организация "Сибирь", ООО "ЭнергоПаритет", ООО "СибЭнергоСеть", ООО "Кузбассэнергосеть", ООО "Электросетьсервис", ООО "Ресурсоснабжающая компания".
Акционерное общество "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" (далее - АО "СибПСК", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента издания постановления N 954 в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.12.2021 N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год" (далее - постановление N 981) и недействующим с момента издания Постановления N 956 в части пунктов 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 52, 77, 92. Административный истец считает, что индивидуальные тарифы установлены с нарушением требований федерального законодательства. Административным ответчиком неверно произведён расчет плановой выручки. Так расчеты не дифференцированы на одноставочных и двухставочных потребителей. Вся плановая выручка на 2022 год рассчитана исходя из двухставочного тарифа, что влечет необоснованное завышение ее размера и возникновение убытков для административного истца. Также административный ответчик необоснованно произвел корректировку баланса мощности, что повлекло увеличение плановой выручки административного истца, которую невозможно собрать в указанном размере. Неверное определение мощности на 2022 год привело к неверному установлению тарифов, и, как следствие, явилось нарушением принципов государственного регулирования тарифов, также способствует возникновению убытков для Общества, что негативно отразится на его финансово-экономическом состоянии и приведет к несостоятельности. Установление индивидуальных тарифов, которые не обеспечивают получение необходимой валовой выручки нарушает экономические интересы, права заявителя на получение валовой выручки от реализации услуг в объеме, обеспечивающим полное возмещение затрат, и влечет значительные убытки.
Определением Кемеровского областного суда от 01 июня 2022 года административное исковое заявление АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" о признании недействующими со дня принятия отдельных положений Постановления N 954 (в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года N 981) и Постановления N 956 в части пунктов 52, 77 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) оставлено без рассмотрения, в связи с имеющимися не вступившими в законную силу решениями суда, принятые по административным искам о том же предмете.
Решением Кемеровского областного суда от 01 июня 2022 года признано недействующим со дня принятия постановление N 956 в части пунктов 3, 14, 24, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 92 приложения. На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное недействующим в части.
В апелляционной жалобе председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, тарифный орган) просит решение Кемеровского областного суда отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Относительно добавления для административного истца мощности указывает, что во исполнение балансовых показателей, утвержденных приказом ФАС России от 23 декабря 2021 года N 1299/21-ДСП РЭК Кузбасса, произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлёкшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Не согласен с выводом суда об удовлетворении требований в части расчета плановой тарифной выручки на 2022 год исходя из двухставочного тарифа, оспариваемое решение не содержит мотивированных выводов, послуживших основанием удовлетворению соответствующего требования административного иска, ссылок на нормативные правовое акты. Указывает, что расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии произведен органом регулирования в соответствии с действующим законодательством, то есть с учетом планового отпуска электрической энергии. Признание недействующим размера необходимой валовой выручки какой-либо регулируемой организации влечет изменение тарифных решений, а потому отмена индивидуальных тарифов в отсутствие отмены необходимой валовой выручки административного истца является непропорциональным целям и принципам государственного тарифного регулирования. Также не согласен с выводом суда о моменте признаний недействующим оспариваемого постановления, поскольку признание недействующим с момента принятия противоречит абзацу 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50.
Не согласившись с решением суда представителем ПАО "Россети Сибирь" также подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение Кемеровского областного суда и принять по административному делу новое решение. Указывает, что в решении суда не отражена оценка его доводам, изложенных в пояснениях, которые были представлены в суд относительно нарушения прав Общества. Указанное обстоятельство значительно ограничивает возможность дальнейшей защиты нарушенных прав, приводит к ограничению выбора способа на защиту, удлиняет время восстановления нарушенных прав, что может привести к невозможности их восстановления, поскольку доводы ПАО "Россети Сибирь" не будут учтены при принятии заменяющего нормативного правового акта.
Прокуратурой Кемеровской области представлено возражение на апелляционные жалобы РЭК Кузбасса и ПАО "Россети Сибирь", в которой просит решение Кемеровского областного суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО6 доводы апелляционной жалобы тарифного органа поддержала в полном объеме.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" ФИО7 доводы своей апелляционной жалобы поддержала, удовлетворение или отказ в удовлетворении апелляционной жалобы административного ответчика оставила на усмотрение суда.
Представители административного истца АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания", заинтересованных лиц ООО "Горэлектросеть", ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "ОЭСК", ООО "ЕвразЭнергоТранс", АО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ООО "Территориальная сетевая организация "Сибирь", ООО "ЭнергоПаритет", ООО "СибЭнергоСеть", ООО "Кузбассэнергосеть", ООО "Электросетьсервис", ООО "Ресурсоснабжающая компания" не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о Региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликовано и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
30 апреля 2021 года административный истец обратился в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022-2026 годы с предоставлением обосновывающих материалов.
По итогам рассмотрения заявления административного истца, иных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса принято оспариваемое в части постановление, которым утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год.
Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям, ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт·ч без разбивки по напряжениям. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) следует, что заявленная мощность это величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Для расчета тарифов (цен) используются в том числе баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН1 и НН; электрическая мощность по диапазонам напряжения ЭСО; структура полезного отпуска электрической энергии по группа потребителей ЭСО (пункт 57 Методических указаний N 20-э/2).
Обращаясь с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год Обществом был представлен плановый баланс электроэнергии мощности, структура полезного отпуска.
В дальнейшем АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" тарифному органу направлялись скорректированные плановые балансы электрической энергии (мощности) на 2022 год.
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, при определении балансовых показателей использовала данные об объеме электрической энергии, мощности и структуре полезного отпуска, представленные административным истцом, и установилаобъем заявленной мощности сетевой организации в размере 17, 39 МВт.
Приказом ФАС России от 23 ноября 2021 года N 1299/21-ДСП величина заявленной мощности потребителей Кемеровской области принята в объеме 2 483 МВт.
Учитывая, что установление мощности на уровне 2 483 МВт повлекло увеличение мощности котла на 293, 2 МВт, тарифным органом произведена недискриминационная корректировка отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области, объем дополнительной мощности распределен на все сетевые организация, в том числе на АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания". Административному истцу к полезному отпуску конечным потребителям (17, 39 МВТ) добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 2, 33 МВт, учтенная в категории "прочие потребители".
Проанализировав материалы дела, установив, что общее значение полезного отпуска Общества составляет 40, 109628 МВТ, общее поступление мощности в сеть административного истца - 40, 585800 МВТ, сумма потерь в сетях 0, 476172 МВт, что тарифным органом общее поступление мощности регулируемой организации утверждено в объеме 42, 880 МВТ, областной суд сделал правильный и обоснованный вывод о том, что Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, вопреки представленным административным истцом сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в нарушении положениям приведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, необоснованно, в одностороннем порядке использована величина заявленной мощности больше предложенной.
Неверное определение тарифным органом присоединенной (заявленной) мощность сетевой организации, с учетом того, что она является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, повлекло установление необоснованного индивидуального тарифа.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика, со ссылкой на решение Кемеровского областного суда от 08 сентября 2021 года, является необоснованным и о неправильности выводов суда не свидетельствует, поскольку указанная позиция суда была основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы Региональной энергетической комиссии Кузбасса о необоснованном удовлетворении требований административного истца о допущенных нарушениях при расчете тарифной выручки на 2022 год исходя из двухставочного тарифа подлежат отклонению поскольку решение суда указанных выводов не содержит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы областным судом сделан вывод о том, что законодательство не предусматривает проведения расчета тарифной выручки по каждому потребителю отдельно с учетом вида применяемого тарифа - одноставочного или двухставочного (страница 10-11 решения суда). Судебная коллегия соглашается с данным вводом.
Абзацем 8 пункта 49 Методических указаний N 20-э/2 определено, что установление единых (котловых) тарифов, дифференцированных по уровням напряжения, и индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, исчерпывающий перечень которых приведен в таблице N П1.30.
При этом показатели, перечисленные в указанной таблице, не имеют разграничения по каждому потребителю и отдельно по одноставочному/двухставочному тарифам. Следовательно, расчет производится в целом, исходя из суммарного планового полезного отпуска электрической энергии по уровням напряжениям сетевой организации.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что отмена индивидуальных тарифов без отмены необходимой валовой выручки АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" не отвечает целям и принципам государственного тарифного регулирования о законности нормативного правового акта в оспариваемой части не свидетельствует.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иных доводов, опровергающих указанные выше выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба административного ответчика не содержит.
В решение областного суда указано об обоснованности доводов ПАО "Россети Сибирь" о противоречии Постановления N 956 в оспариваемой части, в том числе пункта 45, действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Обязанности оценивать пояснения данные ПАО "Россети Сибирь" в ходе рассмотрения административного дела о том, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Сибирь" и иными сетевыми организациями, установленные пунктами 2, 4, 20, 21, 22, 35, 37, 38, 39, 50, 54, 59, 65, 67, 72, 82, 87, 89, 96 приложения к Постановлению N 956 не соответствуют действующему законодательству у суда не имелись, так как указанные пункты Постановления N 956 предметом рассмотрения данного административного искового заявления не являлись.
Иные пояснения ПАО "Россети Сибирь" о противоречии оспариваемого административным истцом пункта 45 Постановления N 956, аналогичные доводам АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания", которым областным судом дана надлежащая оценка.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 01 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса, ПАО "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 23 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.