Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу П. на вступившие в законную силу постановление старшего инспектора (контролера) 11-го ОКПН НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" К. N от 7 декабря 2020 года, решение судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 15 апреля 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 17 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора (контролера) 11-го ОКПН НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" К. N от 7 декабря 2020 года, П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 3.18.1 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Тимирязевского районного суда от 15 апреля 2021 года постановление старшего инспектора (контролера) 11-го ОКПН НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" К. N от 7 декабря 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 17 сентября 2021 года решение судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 15 апреля 2021 года и постановление старшего инспектора (контролера) 11-го ОКПН НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" К. N от 7 декабря 2020 года изменены, из названных актов исключено указание на невыполнение П. требований правил поведения при введении режима повышенной готовности в части нахождения без средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при использовании транспортного средства.
П. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление старшего инспектора (контролера) 11-го ОКПН НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" К. от 7 декабря 2020 года и решение судьи Московского городского суда от 17 сентября 2021 года и прекратить производство по делу.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 3.18.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 3.18.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
Согласно статье 19, пунктам "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 и подпунктами "в" и "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 417 при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 9.4 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ (в редакции указа Мэра Москвы от 22 июня 2020 года) с 12 мая 2020 года постановлено гражданам использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
Контроль за соблюдением требований настоящего пункта при использовании транспорта общего пользования осуществляется ГКУ города Москвы "Организатор перевозок", при использовании легкового такси, транспортного средства, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа по заказу, - Московской административной дорожной инспекцией, при посещении объектов торговли - должностными лицами органов внутренних дел совместно с Департаментом торговли и услуг города Москвы, в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, - должностными лицами органов внутренних дел совместно с Объединением административно-технических инспекций города Москвы.
Как следует из представленных материалов, основанием для привлечения П. к ответственности послужило то, что 7 декабря 2020 года в 14 часов 32 минуты по адресу: г. Москва, "адрес", П. осуществил передвижение на автобусе "данные изъяты" без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), в нарушение требования пункта 9.4 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (ред. от 22 июня 2020 года).
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние П. квалифицировано по части 4 статьи 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Порядок и срок привлечения лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено в виде штрафа, в пределах санкции части 4 статьей 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты подлежит отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Мэра Москвы от 14 марта 2022 года N 14-УМ "О признании утратившими силу отдельных положений указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ" признаны утратившими силу дефисы четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой пункта 2.6, пункт 6 указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в редакции указов Мэра Москвы от 21 января 2021 года N 3-УМ, от 27 января 2021 года N 5-УМ, от 30 июля 2021 года N 45-УМ).
Таким образом, приведенные выше положения указа Мэра Москвы, в части соблюдения требования об использовании средств органов дыхания (маски, респираторы), утратили силу.
В представленных материалах сведений об исполнении П. постановления о назначении административного штрафа не имеется.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 3.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего инспектора (контролера) 11-го ОКПН НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" К. N от 7 декабря 2020 года, решение судьи Тимирязевского районного суда города Москвы от 15 апреля 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 17 сентября 2021 года, вынесенные в отношении П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении П. прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.