Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А, судей Букаловой Е.А, Корневой М.А, при секретаре Псареве И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ревенко Г.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении ущерба, по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г.Орла от 7 июля 2022 г, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А, объяснения истца Ревенко Г.И. и ее представителя ФИО2, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ревенко Г.И. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении ущерба.
В обоснование исковых требований указывала на то, что ее супруг ФИО6 при жизни обладал правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, поскольку являлся инвалидом "... " группы и имел онкологическое заболевание. Ему пожизненно был назначен препарат с действующим веществом "... " который она была вынуждена приобретать за свой счет ввиду необеспечения им супруга. Так, данный препарат был приобретен "дата" за "... " и "дата" за "... ", а всего на "... "
"дата" ФИО6 умер.
По изложенным основаниям с учетом уточнения исковых требований Ревенко Г.И. просила суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в ее пользу расходы на приобретение лекарственного препарата "... " в размере "... "
Судом постановлено решение, которым исковые требования Ревенко Г.И. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит решение суда отменить.
Считает, что в силу закона в состав наследства подлежат включению лишь те денежные суммы, которые были реально начислены или назначены наследодателю, но не были им по различным причинам получены ко дню открытия наследства.
Полагает, что право на получение набора социальных услуг, а равно право требования убытков ввиду их неполучения неразрывно связано с личностью умершего.
В судебное заседание ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Ревенко Г.И. состояла в браке с ФИО6, "дата" рождения, у которого в "дата" было выявлено заболевание, по результатам обследования были поставлены основной диагноз "... " и несколько сопутствующих диагнозов, установлена инвалидность "... " группы.
С "дата" у ФИО6 возникло предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На основании заключения ВК ФИО5 от "дата" ФИО6 была рекомендована терапия, в том числе, препаратом "... " для длительного (пожизненного) приёма в дозировке "... " в сутки.
Соответствующие заявки ФИО5 были направлены начальнику Департамента здравоохранения Орловской области "дата", "дата" и "дата", однако ФИО6 указанным препаратом обеспечен не был.
Из ответа ГУП ОО "Орелфармация" от "дата", данного суду первой инстанции, следует, что в период "дата" закупка и реализация лекарственного препарата "Энзалутамид" (торговая марка "Кстанди") не осуществлялась.
Поскольку указанный лекарственный препарат был жизненно необходим ФИО6, истец Ревенко Г.И. приобрела его за собственный счет: "дата" за "... " и "дата" за "... " на общую сумму "... "
"дата" ФИО6 умер.
Установив изложенное, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Ревенко Г.И. в счет возмещения ущерба "... "
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В статье 4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 15 указанной статьи 37 назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В период спорных отношений по вопросу обеспечения ФИО6 лекарственным препаратом "... " действовала утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1492 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2019 г. N 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
В указанной Программе "... " поименован в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой (приложение N6); Участниками обеспечения населения лекарственными препаратами является, в том числе, Департамент здравоохранения Орловской области, на который в числе прочего возложена обязанность осуществления закупки лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом (Приложение N11).
Кроме того, указанный лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения согласно приложению N 1, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N 2406-р.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды. В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 9, частей 1, 3 статьи 11 Федерального закона N 178-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований статьи 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение соответствующей категории лиц за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей. Организация такого обеспечения на территории Орловской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Орловской области. Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 страдал онкологическим заболеванием, в связи с которым ему по жизненным показаниям была назначена терапия лекарственным препаратом "... " являлся инвалидом "... " группы, в связи с чем имел безусловное право на бесплатное обеспечение названным препаратом, однако ответчиком возможность реализации такого права предоставлена не была ввиду неосуществления закупки лекарственного препарата, несмотря на заявки соответствующей медицинской организации. Вследствие этого в целях восстановления нарушенного права необходимый супругу по жизненным показаниям лекарственный препарат был приобретен истцом за счет собственных средств.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Таким образом, если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, не был им обеспечен и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этого лекарственного препарата за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Понесенные ФИО6 расходы на восстановление нарушенного права (самостоятельное приобретение назначенного по жизненным показаниям ФИО6 лекарственного препарата с действующим веществом "... " которым его должны были обеспечить бесплатно) являются его убытками, которые последний был вправе требовать с ответчика, однако не реализовал при жизни данное право в связи с тяжелой болезнью.
Удовлетворяя исковые требования Ревенко Г.И, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства, вынужденно потраченные на покупку жизненно необходимого лекарственного препарата для лечения онкологического заболевания относятся к убыткам наследодателя, право на взыскание которых нельзя считать неразрывно связанным с личностью умершего и, соответственно, не входящим в состав наследства.
Так, ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя состав наследственного имущества, предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (часть 1).
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным Кодексом или другими законами (часть 2).
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 15 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о том, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (статья 418, часть 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 Гражданского кодекса Российской Федерации), поручения (пункт 1 статьи 977 Гражданского кодекса Российской Федерации), комиссии (часть 1 статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации), агентского договора (статья 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принадлежащее ФИО6 имущественное право на взыскание убытков, понесенных по вине ответчика, не реализованное им при жизни по объективным причинам из-за тяжелой болезни, не относится к неразрывно связанным с личностью умершего в отличие от права ФИО6 на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, которое неразрывно связано с его личностью и не может перейти к наследникам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положения статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали, не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку требуемая истцом денежная сумма не относится ни к одной из перечисленных в указанной статье выплат, а представляет собой убытки, взыскиваемые наследником умершего.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы; нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 7 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 5 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Судья Самойлова Ю.С. Дело N 33-2653/2022
N 2-2359/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2022 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А, судей Букаловой Е.А, Корневой М.А, при секретаре Псареве И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ревенко Г.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении ущерба, по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г.Орла от 7 июля 2022 г, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А, объяснения истца Ревенко Г.И. и ее представителя ФИО2, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Ревенко Г.И. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении ущерба.
В обоснование исковых требований указывала на то, что ее супруг ФИО6 при жизни обладал правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, поскольку являлся инвалидом "... " группы и имел онкологическое заболевание. Ему пожизненно был назначен препарат с действующим веществом "... " который она была вынуждена приобретать за свой счет ввиду необеспечения им супруга. Так, данный препарат был приобретен "дата" за "... " и "дата" за "... ", а всего на "... "
"дата" ФИО6 умер.
По изложенным основаниям с учетом уточнения исковых требований Ревенко Г.И. просила суд взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в ее пользу расходы на приобретение лекарственного препарата "... " в размере "... "
Судом постановлено решение, которым исковые требования Ревенко Г.И. были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит решение суда отменить.
Считает, что в силу закона в состав наследства подлежат включению лишь те денежные суммы, которые были реально начислены или назначены наследодателю, но не были им по различным причинам получены ко дню открытия наследства.
Полагает, что право на получение набора социальных услуг, а равно право требования убытков ввиду их неполучения неразрывно связано с личностью умершего.
В судебное заседание ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Ревенко Г.И. состояла в браке с ФИО6, "дата" рождения, у которого в "дата" было выявлено заболевание, по результатам обследования были поставлены основной диагноз "... " и несколько сопутствующих диагнозов, установлена инвалидность "... " группы.
С "дата" у ФИО6 возникло предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На основании заключения ВК ФИО5 от "дата" ФИО6 была рекомендована терапия, в том числе, препаратом "... " для длительного (пожизненного) приёма в дозировке "... " в сутки.
Соответствующие заявки ФИО5 были направлены начальнику Департамента здравоохранения Орловской области "дата", "дата" и "дата", однако ФИО6 указанным препаратом обеспечен не был.
Из ответа ГУП ОО "Орелфармация" от "дата", данного суду первой инстанции, следует, что в период "дата" закупка и реализация лекарственного препарата "Энзалутамид" (торговая марка "Кстанди") не осуществлялась.
Поскольку указанный лекарственный препарат был жизненно необходим ФИО6, истец Ревенко Г.И. приобрела его за собственный счет: "дата" за "... " и "дата" за "... " на общую сумму "... "
"дата" ФИО6 умер.
Установив изложенное, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, взыскав с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Ревенко Г.И. в счет возмещения ущерба "... "
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В статье 4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 15 указанной статьи 37 назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В период спорных отношений по вопросу обеспечения ФИО6 лекарственным препаратом "... " действовала утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. N 1492 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.
Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2019 г. N 742 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. (далее - Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
В указанной Программе "... " поименован в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой (приложение N6); Участниками обеспечения населения лекарственными препаратами является, в том числе, Департамент здравоохранения Орловской области, на который в числе прочего возложена обязанность осуществления закупки лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом (Приложение N11).
Кроме того, указанный лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения согласно приложению N 1, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. N 2406-р.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды. В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 9, частей 1, 3 статьи 11 Федерального закона N 178-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований статьи 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение соответствующей категории лиц за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей. Организация такого обеспечения на территории Орловской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Орловской области. Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 страдал онкологическим заболеванием, в связи с которым ему по жизненным показаниям была назначена терапия лекарственным препаратом "... " являлся инвалидом "... " группы, в связи с чем имел безусловное право на бесплатное обеспечение названным препаратом, однако ответчиком возможность реализации такого права предоставлена не была ввиду неосуществления закупки лекарственного препарата, несмотря на заявки соответствующей медицинской организации. Вследствие этого в целях восстановления нарушенного права необходимый супругу по жизненным показаниям лекарственный препарат был приобретен истцом за счет собственных средств.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Таким образом, если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, не был им обеспечен и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этого лекарственного препарата за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Понесенные ФИО6 расходы на восстановление нарушенного права (самостоятельное приобретение назначенного по жизненным показаниям ФИО6 лекарственного препарата с действующим веществом "... " которым его должны были обеспечить бесплатно) являются его убытками, которые последний был вправе требовать с ответчика, однако не реализовал при жизни данное право в связи с тяжелой болезнью.
Удовлетворяя исковые требования Ревенко Г.И, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства, вынужденно потраченные на покупку жизненно необходимого лекарственного препарата для лечения онкологического заболевания относятся к убыткам наследодателя, право на взыскание которых нельзя считать неразрывно связанным с личностью умершего и, соответственно, не входящим в состав наследства.
Так, ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя состав наследственного имущества, предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (часть 1).
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным Кодексом или другими законами (часть 2).
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 15 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения о том, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (статья 418, часть 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 Гражданского кодекса Российской Федерации), поручения (пункт 1 статьи 977 Гражданского кодекса Российской Федерации), комиссии (часть 1 статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации), агентского договора (статья 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принадлежащее ФИО6 имущественное право на взыскание убытков, понесенных по вине ответчика, не реализованное им при жизни по объективным причинам из-за тяжелой болезни, не относится к неразрывно связанным с личностью умершего в отличие от права ФИО6 на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, которое неразрывно связано с его личностью и не может перейти к наследникам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, положения статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали, не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку требуемая истцом денежная сумма не относится ни к одной из перечисленных в указанной статье выплат, а представляет собой убытки, взыскиваемые наследником умершего.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы; нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 7 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 5 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.