Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф, судей: Ельмеевой О.А, Ворожцовой Л.К, при секретаре Бурдуковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ельмеевой О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Прудевич Сергея Анатольевича
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа, действующего в интересах муниципального образования "Мариинский муниципальный округ Кемеровской области", к Прудевичу Сергею Анатольевичу о признании строений самовольными постройками и об обязании снести их, УСТАНОВИЛА:
КУМИ администрации Мариинского муниципального округа, действующий в интересах муниципального образования "Мариинский муниципальный округ Кемеровской области", с учетом увеличения требований, обратился с иском к Прудевичу С.А. о признании строений самовольными постройками и об обязании снести их.
Требования мотивированы тем, что специалистами Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Выявлено, что на указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, установить лицо, которое возвело объекты, не представляется возможным, так как отсутствует разрешительная документация на объекты.
Согласно ответу Отдела МВД России по Мариинскому району, самовольное занятие вышеуказанного земельного участка произвел Прудевич Сергей Анатольевич ДД.ММ.ГГГГ г.р, проживающий по адресу: "адрес".
Правоустанавливающие документы на земельный участок ответчик не оформлял, документов на строительство жилого дома и гаража не брал, данные строения никак не оформлены, технической документации нет, строения самовольные. Используется указанный земельный участок без наличия предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации прав на землю, регистрированных в установленном порядке.
Учитывая, что земельный участок по адресу: "адрес" имеет вид разрешенного использования: образование и просвещение, этот вид не допускает строительства на нем жилого дома и гаража, таким образом, в соответствии с действующим законодательством строения, находящиеся на спорном земельном участке, являются самовольной постройкой. В связи с чем, в результате самовольного занятия земельного участка и самовольного строительства нарушаются права и законные интересы Мариинского муниципального округа в части управления, распоряжения, использования по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в государственной собственности.
В целях урегулирования настоящего спора в досудебном порядке в адрес ответчика была направлена претензия от 09.08.2021 N с требованием о сносе самовольной постройки.
В связи с истечением срока хранения, почтовый конверт был возвращен в Комитет.
Просит суд, с учетом увеличения исковых требований, признать строения, а именно жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 770 кв. м, по адресу: "адрес", самовольной постройкой. Обязать Прудевича Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р, снести посредством демонтажа самовольные постройки, а именно жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 770 кв.м, по адресу: "адрес" и освободить земельный участок от материалов демонтажа за свой счет в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года постановлено:
"Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (ИНН N), действующего в интересах муниципального образования "Мариинский муниципальный округ Кемеровской области", удовлетворить.
Признать строения - жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 770 кв. м, по адресу: "адрес", самовольными постройками.
Обязать Прудевича Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия N, снести за счет собственных средств посредством демонтажа самовольные постройки - жилой дом и гараж, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 770 кв.м, по адресу: "адрес" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, освободить земельный участок от материалов демонтажа.
Взыскать с Прудевича Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия N, в доход бюджета Мариинского муниципального округа государственную пошлину в сумме 300 рублей."
В апелляционной жалобе Прудевич С.А. просит решение суда отменить, принять новое решение.
Указывает, что в установленном порядке обратился за предоставлением земельного участка под строительство дома. Поскольку земельный участок с кадастровым номером N был предоставлен в бессрочное пользование МБОУ "Основная общеобразовательная Школа N3", то все вопросы решались с директором школы и с Управлением образования администрации Мариинского муниципального района. Поскольку возражений с их стороны не было, было принято решение произвести раздел указанного земельного участка на два самостоятельных, в последующем закрепить вновь образованный участок за ответчиком. С этой целью Главой Мариинского городского поселения было принято постановление N 255-П от 13.05.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мариинского городского поселения, которое фактически закрепляло разделение земельного участка на 2 самостоятельных участка, при этом расположение вновь образуемого земельного участка с кадастровым номером N, отображено на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
04.07.2019 Мариинское городское поселение зарегистрировало право собственности на вновь созданный земельный участок, которому был присвоен кадастровый номер N вид разрешенного использования "образование и просвещение".
Препятствием для закрепления прав ответчика на земельный участок явился вид решенного использования и территориальная зона в границах земельного участка, утвержденная Правилами землепользования и застройки Мариинского городского селения. Только в декабре 2020 года этот вопрос был внесен на публичные слушания, комиссией было принято решение - отказать в изменении вида разрешенного использования с "образование и просвещение" на "индивидуальное жилищное строительство". Однако жилой дом был уже фактически выстроен, это одноэтажное кирпичное строение, общей площадью 90 кв.м.
Указывает, что возможность изменения вида разрешенного использования прямо предусмотрена Градостроительным Кодексом и правилами землепользования и застройки муниципального образования.
Само по себе отсутствие разрешения на строительство не может являться основанием для принятия решения о сносе самовольной постройки.
Суд при рассмотрении настоящего иска не исследовал вопросы о наличии существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при возведении постройки, а также не выяснял, создает ли она угрозу жизни и здоровью граждан.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению обжалуемого решения.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно частям 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (в редакции по состоянию на время создания жилого дома ответчиком) самовольной постройкой являлся жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ снос самовольной постройки по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика.
По смыслу ст. 222 Гражданского кодекса РФ содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки.
Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, согласно которому снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.05.2022 (л.д.22-23) земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Мариинскому муниципальному району. Дата государственной регистрации права 10.08.2020.
Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (л.д.14-20) Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа является функциональным органом администрации Мариинского муниципального округа, уполномоченным осуществлять непосредственное управление имуществом, принадлежащем на праве собственности Мариинскому муниципальному округу, в том числе владение, пользование, распоряжение указанным имуществом, контроль за его сохранностью, а также иные функции и полномочия в порядке и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Кемеровской области - Кузбасса, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Мариинского муниципального округа.
Согласно обращению КУМИ Администрации Мариинского муниципального района, адресованному Отделу МВД России по Мариинскому району от 24.05.2021 N (л.д.7), в собственности Мариинского муниципального района находится земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования: "образование и просвещение". По результату планового (рейдового) осмотра, проведенного администрацией Мариинского городского поселения, выявлено, что на вышеназванном земельном участке расположены объекты незавершенные строительством, имеющие признаки самовольной постройки. Земельный участок администрацией Мариинского муниципального района не предоставлялся физическим и юридическим лицам, в связи с чем произведено самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером N неустановленным лицом, что в соответствии со ст.7.1 КоАП РФ, является административным правонарушением в области охраны собственности. На основании вышеизложенного, с целью привлечения лица, совершившего административное правонарушение к ответственности, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района в соответствии со статьей Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции", просит установить лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно сообщению Администрации Мариинского городского поселения N от 07.04.2021 (л.д.8) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", специалистами Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование. По результатам проведенного осмотра выявлено, что на вышеуказанном земельном участке расположены объекты незавершенные строительством, имеющие признаки самовольной постройки. Установить лицо, которое возвело вышеуказанные объекты, не представляется возможным, так как разрешительная документация на объекты отсутствует. Фактически застройщиком объектов незавершенного строительства произведен самовольный захват земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, так как использование земельного участка осуществляется лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Результаты планового (рейдового) осмотра, обследования были направлены главному государственному инспектору по использованию и охране земель и в инспекцию государственного строительного надзора Кузбасса для принятия мер, в соответствии с полномочиями.
По результатам рассмотрения представленных документов в возбуждении дела об административном правонарушении и проведении проверки по факту возведения объектов, имеющих признаки самовольной постройки, администрации Мариинского городского поселения было отказано, так как отсутствует информация о лице, которое возвело спорные объекты и совершившем административное правонарушение. В результате самовольного занятия земельного участка, и самовольного строительства нарушены права и законные интересы муниципального образования Мариинский муниципальный район, так как земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: г "адрес", является муниципальной собственностью Мариинского муниципального района, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав. На основании изложенного информируют о принятии безотлагательных мер в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и сносе объектов, имеющих признаки самовольной постройки.
Согласно сообщению Отдела МВД России по Мариинскому району (л.д.9) самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером N произвел Прудевич С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: г "адрес"
Из объяснений Прудевича С.А. от 25.05.2021 (л.д.9 оборот) следует, что напротив своего дома по адресу: "адрес" он строит дом и по соседству гараж. Документы на данное имущество готовы и находятся на рассмотрении у администрации. Далее от гаража находится незаконченное строение, которое не его. Умысла на самовольное занятие земельного участка у него не было.
09.08.2021 КУМИ администрации Мариинского муниципального района направлена в адрес Прудевич С.А. претензия, в которой содержится требование снести построенный объект в течение трех месяцев (л.д.11).
Согласно постановлению N 255-П от 13.05.2019 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Мариинского городского поселения" (л.д.37) утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно приложению, к настоящему постановлению, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером N на два участка с сохранением земельного участка в измененных границах: Общие данные по земельному участку с кадастровым номером N, адресный ориентир земельного участка: "адрес", площадь земельного участка: 770 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона: ОДЗ 3 зона для размещения учебно-образовательного, спортивного и научно-исследовательского назначения, разрешенное использование: объекты общественно-делового значения.
Согласно постановлению N 297-П от 30.05.2019 "О внесении изменений в постановлении администрации Мариинского городского поселения от 13.05.2019 N255-П "Об утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане территории Мариинского городского поселения" (л.д.38) в постановление N 255-П от 13.05.2019 внесены изменения, изложено в следующей редакции: "разрешенное использование: образование и просвещение".
Согласно сообщению Управления образования администрации Мариинского муниципального района N 12 от 04.03.2019 (л.д.39) администрация МБОУ "ООШ N3" не возражает выделить земельный участок, закрепленный за МБОУ "ООШ N3" на праве постоянного бессрочного пользования, площадью 800 м2, так как запрашиваемый участок находится в хозяйственной зоне и не препятствует движению специальной техники к мусорному контейнеру, канализационным ямам; удаленность от здания составляет 20 м, что не противоречит п.8 СП 4.13130.213 и ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 для беспрепятственного проезда пожарной и иной техники.
Директор МБОУ "ООШ N3" обратилась к главе Мариинского муниципального района с заявлением о прекращении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым N (л.д.45).
Согласно межевому плану (л.д.46-53) раздел земельного участка с кадастровым номером N, на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером N в измененных границах расположенный по адресу: "адрес" и образованные путем раздела земельные участки с кадастровыми номерами N выполнен на основании постановления N 255-п от 13.05.2019 выданного Администрацией Мариинского городского поселения.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" образуется один земельный участок N и земельный участок с кадастровым номером N в измененных границах.
У земельного участка с кадастровым номером N, меняется только граница и сопутствующие этому характеристики.
Земельный участок с кадастровым номерам N на основании постановления N 297-п от 30.05.2019 установлен вид разрешенного использования: образование и просвещение, и на основании постановления N 255-п от 13.05.2019 установлен адресный ориентир: "адрес"
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства территориальных зон), установлены: - для территориальной зоны ОДЗ 3 минимальный размер - 100 кв.м, максимальный размер - 110000 кв.м, Статья 13 Решение совета народных депутатов Мариинского городского поселения (третий созыв сороковое заседание) N 40/3 от 29.03.2018 о внесении изменений в решение Мариинского городского Совета народных депутатов от 28.01.2010 N 30/2 об утверждении правил землепользования и застройки Мариинского городского поселения, (опубликовано на официальном сайте Мариинского городского поселения http://www.gorod-mariinsk.ru).
Также для устранения чересполосицы между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером N необходимо добавить в границу земельного участка с кадастровым номером N новую точку н4.
Согласно сообщению Администрации Мариинского городского поселения от 09.12.2020 N (л.д.28) о рассмотрении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мариинского городского поселения в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с ОДЗ 3. Зона для размещения учебно-образовательного, спортивного и научно-исследовательского назначения на зону ЖЗ 5. Зона застройки домами индивидуальной жилой застройки высотой не выше трех надземных этажей в границах земельного участка (согласно прилагаемой схемы) с последующим изменением вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка с "образование и просвещение" на "индивидуальное жилищное строительство", комиссией было принято решение "отказать", так как нецелесообразно уменьшать площадь территории общеобразовательного учреждения.
Из приказа N 17 от 12.02.2021 "Об утверждении задания на проведение органами муниципального контроля Мариинского городского поселения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями" с приложением следует, что утверждено задание на проведение органами муниципального контроля администрации Мариинского городского поседения мероприятий, по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласно приложению, на основании письма Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 09.02.2021 N(л.д.29-30)
Согласно акту N1 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования от 16.02.2021 (л.д.31-35) земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", внесен в государственный кадастр недвижимости как самостоятельный объект недвижимости, не разделенный на части, ему присвоен кадастровый номер N, с видом разрешенного использования "для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования".
Данный земельный участок принадлежит муниципальному образованию Мариинский муниципальный район на праве собственности.
В ходе визуального осмотра участка выявлено, что на обследуемом земельном участке расположено 2 объекта незавершенных строительством, предположительно жилой дом и гараж. Установить лицо, которое возвело вышеуказанные объекты, не представляется возможным, так как разрешительная документация на объекты отсутствует.
Фактически застройщиком объектов незавершенного строительства произведен самовольный захват земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, так как использование земельного участка осуществляется лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объекты незавершенные строительством, расположенные на самовольно занятом земельном участке с кадастровым номером N также имеют признаки самовольной постройки.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Так как земельный участок не предоставлен лицу, осуществившему строительство объектов и на объекты, незавершенные строительством, отсутствует разрешительная документация, следует что объекты незавершенные строительством являются самовольной постройкой.
Основанием для обращения в суд КУМИ администрации Мариинского муниципального района прослужило то, что часть земельного участка истца самовольно занята ответчиком, который возвел на нем объекты незавершенные строительством.
Удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что ответчиком не представлены документы на занятие чужого земельного участка и разрешительные документы на строительство спорных построек, в связи с чем признал строения самовольными.
Поскольку спорные объекты возведены ответчиком Прудевичем С.А, суд возложил на него обязанности снести самовольные постройки за счет собственных средств, определив срок для их сноса не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь положением ст. 103 Гражданского процессуального кодека РФ, с Прудевича С.А. взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб. в доход бюджета Мариинского муниципального округа.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, при этом доводы апелляционной жалобы о законном возведении спорных построек и использовании земельного участка по назначению, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Мариинскому муниципальному району, категория - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: "образование и просвещение".
На данном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства, возведенные ответчиком Прудевич С.А.
Согласно ч.2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом, земельный участок по адресу: "адрес" имеет вид разрешенного использования: "образование и просвещение". Следовательно, строительство жилого дома на спорном земельном участке не допускается, поскольку он не отведен для этих целей.
Спорные постройки возведены на земельном участке с кадастровым номером N в отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, не предоставлена проектная документация, которая бы утверждалась уполномоченными органами, либо органами местного самоуправления Мариинского муниципального округа.
Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи (ч.1)
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч.2).
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Следовательно, разрешение на строительство (реконструкцию) является гарантией, выдаваемой государственными органами, подтверждающей надежность конструкций строящегося (реконструируемого) объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, ответчик в установленном порядке не обращался в адрес уполномоченных органов с заявлением и необходимым пакетом документов о получении разрешения на строительство, предусмотренного градостроительным законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчиком суду не представлено достоверных доказательств совершения всех установленных действий, направленных на получение необходимых разрешений и согласований для осуществления строительства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что ему было необоснованно отказано в выдаче соответствующих разрешительных документов.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорные объекты не завершенные строительством обладают всеми признаками самовольной постройки, приведенными в статье 222 Гражданского кодекса РФ, поскольку они построены на земельном участке, не отведенном для этих целей, без получения обязательного разрешения на строительство и без обязательного согласования.
Так как отсутствует разрешение на строительство, спорные строения не соответствуют нормам Градостроительного законодательства.
Поскольку спорные объекты незавершенного строительства являются самовольной постройкой, они, в соответствии с ч.6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ подлежат сносу за счет ответчика, как лица, которое возвело данную самовольную постройку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия полагает, что судом в соответствии с нормами материального закона, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, в полном объеме установлены существенные обстоятельства дела, правильно распределены между сторонами обязанности по доказыванию.
При рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прудевича Сергея Анатольевича, без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: О.А. Ельмеева
Л.К. Ворожцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.