Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи:
Пуминовой Т.Н, судей: при секретаре:
Малининой Л.Б, Фёдоровой И.И.Самороковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Тюменской области на решение Ленинского районного суда города Тюмени от 24 января 2022 года, которым постановлено:
"исковые требования Ананьевой А.Н. - удовлетворить.
Обязать Департамент социального развития Тюменской области исключить Ананьеву А.Н, "... " года рождения, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства (Пермский край) и включить в список по новому месту жительству (Тюменская область).
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Ананьевой А.Н, "... " года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв. м.
Обязать Администрацию города Тюмени заключить с Ананьевой А.Н, "... " года рождения, договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению Ананьевой А.Н, "... " года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени Тюменской области общей площадью не менее 18 кв. м.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б, судебная коллегия
установила:
Ананьева А.Н. обратилась в суд с иском к Правительству Тюменской области, Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области, в котором просила
- Обязать Департамент социального развития Тюменской области исключить Ананьеву А.Н, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства (Пермский край) и включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительству (Тюменская область).
- Обязать Правительство Тюменской области предоставить Ананьевой А.Н. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени Тюменской области с учетом установленных социальных норм, площадью не менее 18 кв. м.
- Обязать Администрацию города Тюмени заключить с Ананьевой А.Н. договор найма специализированного жилого помещения после исполнения обязательства Правительством Тюменской области обязанности по предоставлению Ананьевой А.Н, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени Тюменской области с учетом установленных социальных норм, общей площадью не менее 18 кв. м.
Исковые требования мотивированы тем, что Ананьева А.Н. относится к категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Ныробской постоянной сессии Чердынского районного суда Пермской области от 30.04.2004 г. её мать была лишена родительских прав.
Постановлением Главы местного самоуправления Чердынского района Пермской области от 10.04.2004 ей назначен опекун - Андреева Л.П.
Территориальным управлением министерства социального развития Пермского края по Чердынскому муниципальному району (Протокол от "... " "... ") истец как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена в льготную очередь на получение жилья.
В сентябре 2020 года Ананьева А.Н. переехала в г. Тюмень для проживания, а в октябре 2020 года приступила к работе в ООО "Автоград".
В июне 2021 года Ананьева А.Н. обратилась в Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени и Тюменского района Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района с заявлением об исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без течения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства (далее - Список) и включении истца в Список детей-сирот и детей, остававшихся, без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г. Тюмени в связи с новым местом жительства. Однако истцу было отказано ссылкой на то, что возможность исключения из списка по прежнему месту жительства и включения в список по новому месту жительства действующим законодательством РФ предусмотрена только для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте до 18 лет. Ананьева А.Н. полагает, что переезд в Тюменскую область не лишает ее права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства в г. Тюмени и Тюменском районе, Главное управление строительства Тюменской области (л.д. 193).
Истец Ананьева А.Н. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что переехала в Тюменскую области в возрасте 22 года и обратилась с соответствующим заявление также в 22 года.
Представитель Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области, Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства в г. Тюмени и Тюменском районе Воронцова И.О. в судебном заседании суда первой инстанции с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель Главного управления строительства Тюменской области Душко А.С. в судебном заседании суда первой инстанции принятие решения оставил на усмотрение судьи.
От представителя Администрации г. Тюмени в материалы дела поступил отзыв, в которым указало, что в случае удовлетворения требований истца исполнение судебного акта Администрацией г. Тюмени возможно только после исполнения обязанностей Правительства Тюменской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым ответчик Департамент социального развития Тюменской области в апелляционной жалобой просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе удовлетворении исковых требований.
Указывают, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 397 от 04.04.2019 г. возможность исключения из списка по прежнему месту жительства и включения в список по новому месту жительства предусмотрена для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте до 18 лет. В связи с чем считает, что правовые основания для исключения истца из списка по прежнему месту жительства на территории и включении в список по новому месту жительства, отсутствуют, поскольку данная возможность предусмотрена только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства до достижения возраста 18 лет. Истец включена в список на территории Пермского края и сменила место жительства (переехала на территорию Тюменской области) после достижения совершеннолетия.
На апелляционную жалобу поступили возражения истца, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел "Судебное делопроизводство").
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области Октябрьский Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержал.
Истец Ананьева А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ананьева А.Н. (до замужества Андреева А.Н.) "... " года рождения относится к категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Ныробской постоянной сессии Чердынского районного суда Пермской области от 30.04.2004 Андреева Е.В. (мать истца) лишена родительских прав в отношении неё, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 19, 21, 22, 124).
Постановлением Главы местного самоуправления Чердынского района Пермской области от 19.04.2004 "... " Андреевой А.Н. назначен опекун - Андреева Л.П. (л.д. 20).
В соответствии с протоколом от 03.09.2013 "... " Территориального управления министерства социального развития Пермского края по Чердынскому муниципальному району истец как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была поставлена в льготную очередь на получение жилья (л.д. 28-230).
В сентябре 2020 года Ананьева А.Н. переехала в г. Тюмень Тюменской области для постоянного проживания, в подтверждении чего истцом в материалы дела представлены: договор найма жилого помещения по адресу: г. Тюмень, "... " от 24.05.2021 года заключенный между истцом и Никитиной О.А.; трудовой договор "... " от 29.10.2020 г. заключенный между ООО "Автоград Профи" и Ананьевой А.Н. бессрочно, приказ о приеме на работу от 29.10.2020 г. (л.д. 27, 32-39, 40-44).
03 июня 2021 года Ананьева А.Н. обратилась в Отдел по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района с заявлением об исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без течения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включении истца в Список детей-сирот и детей, остававшихся, без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда г. Тюмени в связи с новым местом жительства, на, что был дан ответ от 07.07.2021 "... ", что для лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства в возрасте старше 18 лет, действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи заявления об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства; снятие с учета в другом субъекте не относится к компетенции данного органа.
Из справки Комитета имущественных отношений администрации Чердынского городского округа от 09.08.2021 "... " следует, что по состоянию на август 2021 г. истец числится в списке детей-сирот, порядковый номер в списке - 40, на текущую дату Ананьева А.Н. жильем по договору найма специализированного жилого помещения на территории Чердынского городского округа не обеспечена (л.д. 24).
Согласно справки МКУ "Управление развития инфраструктуры Чердынского городского округа" от 09.08.2021 "... " на территории Чердынского городского округа истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, и она не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма (л.д. 25).
По сведениям отдела договоров найма Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, от 15.06.2021 с истцом договор социального найма жилого помещения не заключался, истец членом семьи нанимателя жилых помещений муниципального жилищного фонда города Тюмени не является; жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, "... " не является собственностью муниципального образования городской округ город Тюмень (л.д. 91).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 109.1 ЖК РФ, исходил из того, что Ананьева А.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пермского края и Тюменской области жилым помещением обеспечена не была; жилых помещений в собственности истец не имеет, договор социального найма с ней не заключался, членом семьи нанимателя не является, следовательно, смена постоянного места жительства не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, которое было приобретено и реализовано истцом до исполнения им 23 лет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Доводы жалобы о том, что на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года N 397 у Ананьевой А.Н. отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса и принятия решения об исключении из списка по прежнему месту жительства на территории Пермского края, так как данная возможность предусмотрена только для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших место жительства до достижения возраста 18 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 23 названных выше Правил предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Пункт 24 Правил устанавливает требования к содержанию заявления об исключении из списка.
Принимая вышеуказанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что изменение места жительства лица из числа указанных в Законе N 159-ФЗ категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон N 159-ФЗ, ни Правила не содержат. Напротив, пунктом 9 статьи 8 Закона N 159-ФЗ прямо указано, что к числу лиц, на которых распространяются предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии прав на жилое помещение, отнесены лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не обеспечены жилыми помещениями.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания. В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела в сентябре 2020 года Ананьева А.Н. переехала в г. Тюмень для постоянного проживания, в подтверждении чего истцом в материалы дела представлены: трудовой договор "... " от 29.10.2020 г. заключенный между ООО "Автоград Профи" и Ананьевой А.Н. бессрочно, приказ о приеме на работу от 29.10.2020 г, договор найма жилого помещения по адресу: "... " "... " от 24.05.2021 года заключенный между истцом и Никитиной О.А.; (л.д. 27, 32-39, 40-44).
Таким образом, при рассмотрении дела было установлено, что Ананьева А.Н. на территории Пермского края не проживает с сентября 2020 года.
То обстоятельство, что Ананьева А.Н. состояла на учете в Пермском крае в Списке нуждающихся в получении жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не изменила до 23 лет место учета на Тюменскую область, само по себе не означает, что она не может обратиться к уполномоченному органу о включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Тем более это не влияет на право такого лица на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, которое было приобретено и реализовано истцом до исполнения ей 23 -х лет.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд в другую область, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, то судебная коллегия считает, что не имеется оснований для отмены или изменения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Тюмени от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Тюменской области, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
04.08.2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.