Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-614/2021 по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года (N 33а-720/2022) по административному исковому заявлению Горбунова Н.Н. об оспаривании решения, действий (бездействия) федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" по продлению срока профилактического учета.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горбунов Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения, действий (бездействия) федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области) по продлению срока профилактического учета.
В обоснование требований указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области. Решением комиссии администрации исправительного учреждения от 22 июня 2020 года он поставлен на профилактический учет как склонный к совершению суицида и членовредительства. 27 января 2021 года профилактический учет продлен без проведения заседания комиссии, в его отсутствие.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 5 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 5 августа 2021 года отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление Горбунова Н.Н. об оспаривании решения, действий (бездействия) ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области по продлению срока профилактического учета удовлетворено частично.
Признано незаконным решение комиссии администрации ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 27 января 2021 года N 6 о продлении срока профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н. как лица, склонного к совершению суицида и членовредительства.
На ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о снятии либо о продлении срока профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н. как лица, склонного к совершению суицида и членовредительства.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 25 июля 2022 года, ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Горбунов Н.Н. с 7 сентября 2018 года отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.
Согласно протоколу заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 22 июня 2020 года N 11 по результатам рассмотрения материалов принято решение о постановке осужденного Горбунова Н.Н. на профилактический учет как склонного к совершению суицида и членовредительству.
С решением о постановке на профилактический учет Горбунов Н.Н. ознакомлен, в выписке из протокола заседания комиссии указал на несогласие с ним. В судебном порядке решение о постановке на профилактический учет не оспаривал.
Из протокола заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 9 октября 2020 года N 20 следует, что по результатам рассмотрения материалов о проведении комплекса воспитательно-профилактических мероприятий комиссией принято решение о продлении профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н, как склонного к совершению суицида и членовредительства. Постановлено продолжить проведение комплекса воспитательно-профилактических мероприятий, предусмотренных приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", склонить осужденного Горбунова Н.Н. к отказу от своих противоправных намерений. По истечении трех месяцев провести психологическое обследование, по результатам которого рассмотреть вопрос о снятии Горбунова Н.Н. с профилактического учета или продлении профилактического учета.
С решением о продлении профилактического учета Горбунов Н.Н. ознакомлен, от подписи отказался, не обжаловал.
Согласно рапорту начальника отряда от 25 января 2021 года в ходе работы с осужденным Горбуновым Н.Н. были проведены беседы профилактического характера, направленные на предотвращение (недопущение) суицидальных попыток. Во время бесед Горбунов Н.Н. пояснил, что не видит в определенных сложившихся ситуациях другого выхода, кроме как совершить акт суицида или членовредительства для решения проблемы с целью привлечь к себе внимание, обращаться к сотрудникам учреждения не намерен. Предложено продлить срок профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н
В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 27 января 2021 года N 6 по результатам рассмотрения материалов в отношении Горбунова Н.Н. продлен срок профилактического учета как лица, склонного к совершению суицида и членовредительства. Постановлено продолжить проведение комплекса воспитательно-профилактических мероприятий, предусмотренных приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", склонить к отказу от своих противоправных намерений. По истечении трех месяцев провести психологическое обследование, по результатам которого рассмотреть вопрос о снятии с профилактического учета или продлении профилактического учета.
С решением о продлении профилактического учета Горбунов Н.Н. ознакомлен, указал на несогласие с ним.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Горбунов Н.Н. указывал о несогласии с решением, действиями (бездействием) администрации исправительного учреждения по продлению в отношении него профилактического учета 27 января 2021 года.
Не установив в действиях администрации исправительного учреждения нарушений прав и законных интересов административного истца при продлении профилактического учета, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 1, части 2 статьи 9 и части 2 статьи 10 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентирован Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72 (далее - Инструкция).
Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий (пункт 2 Инструкции).
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания.
Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).
На профилактический учет в частности берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к совершению суицида и членовредительству (пункт 24 Инструкции).
Сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 27 Инструкции).
Сотрудники подразделений учреждения уголовно-исполнительной системы в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (пункт 29 Инструкции).
Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленною материала на заседании комиссии учреждения уголовноисполнительной системы (пункт 30 Инструкции).
Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения уголовноисполнительной системы (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 31 Инструкции).
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32 Инструкции).
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения уголовно-исполнительной системы и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции).
Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункт 34 Инструкции).
О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы, Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 41 Инструкции).
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что после принятия решения о постановке на профилактический учет в отношении осужденного проводится профилактическая работа, результаты которой докладываются на заседании комиссии, принимающей решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. Рассмотрение вопроса о снятии с профилактического учета в силу прямого указания инструкции осуществляется в присутствии осужденного, что предполагает его участие на заседании комиссии, в том числе при принятии решения о продлении срока нахождения на профилактическом учете.
Рассмотрение комиссией вопроса о продлении срока профилактического учета в отсутствие лица, в отношении которого принимается такое решение, вопреки доводам административного ответчика означает лишение права последнего быть услышанным по данному вопросу.
С учетом изложенного, участие Горбунова Н.Н. на заседании комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы при принятии оспариваемого решения о продлении срока профилактического учета являлось обязательным.
Как следует из справки начальника отряда ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 1 февраля 2022 года, представленной по запросу суда апелляционной инстанции, осужденный Горбунов Н.Н. на заседании комиссии администрации исправительного учреждения по вопросу продления срока профилактического учета 27 января 2021 года не присутствовал.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания постоянно действующей комиссии от 27 января 2021 года N 6, а также объяснениями Горбунова Н.Н. в суде первой и второй инстанций.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об участии административного истца на заседании комиссии 27 января 2021 года не соответствовал обстоятельствам административного дела и противоречил представленным в суд доказательствам.
Таким образом, оспариваемое решение, оформленное протоколом заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области по рассмотрению материалов от 27 января 2021 года N 6, принято с существенным нарушением установленной законом процедуры, что влечет его незаконность.
С учетом изложенного решение суда в указанной части обоснованно отменено судом апелляционной инстанции с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о признании оспариваемого решения незаконным и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о снятии либо о продлении срока профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, правильность выводов суда они не опровергают, о незаконности судебного постановления не свидетельствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 24 февраля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.