Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми Лютиковой О.П. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года по административному делу NN 2а-2946/2021 по административному исковому заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ-29 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об обязании оборудовать помещения, здания и сооружения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Парфеновой Е.Г. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми и после уточнения исковых требований просил обязать ответчика в срок до 31 декабря 2022 года установить в камерах ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8, камерах ПКТ NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с пунктом 19.3.6 Свода правил; произвести ремонт механизма открывания окон в камере ШИЗО N 3, камере ПКТ N 4 в соответствии с подпунктом 3.1.6 Каталога; оборудовать камеры ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8 изолированными кабинами с унитазом в соответствии с приложением А Свода правил; установить в камере ШИЗО N 8 койку КОД- 2 в соответствии с подпунктом 12.4 Каталога; оборудовать блок помещений ШИЗО отдельной комнатой для обыска осужденных в соответствии с пунктом 5 раздела II Приказа 512; произвести ремонт банно-прачечного комплекса: привести в исправное состояние 6 леек раковин, устранить дефекты отделки помещения - выложить плитку на недостающих участках. В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращений осужденных прокуратурой проведена проверка исполнения ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения надлежащих условий отбывания наказания осужденных в исправительном учреждении, в ходе которой были выявлены вышеуказанные нарушения.
Определением суда от 16 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2021 года исковое заявление Ухтинского прокурора по Надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворено. На ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года:
- установить в камерах ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8, камерах ПКТ NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с пунктом 19.3.6 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", Утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр;
- произвести ремонт механизма открывания окон в камере ШИЗО N 3, Номере ПКТ N 4 в соответствии с подпунктом 3.1.6 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, Исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", Утвержденного приказом Минюста России от 27 июля 2017 года N 407;
- оборудовать камеры ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8 изолированными Лбинами с унитазом в соответствии с приложением А Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. 1 правила проектирования", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр;
- установить в камере ШИЗО N 8 койку КОД-2 в соответствии с подпунктом 12.4 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного приказом Минюста России от 27 июля 2017 года N 407;
- оборудовать блок помещений ШИЗО отдельной комнатой для обыска осужденных в соответствии с пунктом 5 раздела II приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы";
- произвести ремонт банно-прачечного комплекса, а именно привести в исправное состояние 6 леек раковин, устранить дефекты отделки помещения, путем укладки плитки на недостающих участках.
На ФСИН России возложена обязанность по выделению денежных средств необходимых для их проведения в случае недостаточности средств у ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2021 года отменено в части возложения на ФСИН России обязанности выделить необходимые денежные средства в случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных в резолютивной части решения суда мероприятий. В остальной части решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2021 года оставлено без изменения.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10 ч. I).
В соответствии со статьёй 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, одной из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России также является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентированы статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Приказом Минюста Российской Федерации от 02 июня 2003 года N 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России её положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Инструкцией фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующих европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утверждён свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", в соответствии с пунктом 19.3.6 которого во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
В соответствии с приложением А Свода правил в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ДИЗО следует предусматривать изолированную кабину с унитазом.
В силу пункта 3.1.6 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного приказом Минюста России от 27 июля 2017 года N 407, решетка оконная камерная РОК-6 устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камер. Решетка РОК-6 состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама выполнена из стального уголка сечением 50x50x5 мм. Обрамление полотна - из стального уголка сечением 40x40x4 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна ("в свету") ? 50x50 мм. Решетка РОК-6 оборудована механизмом закрывания форточки окна.
Подпунктом 10 пункта 32 Наставления по оборудованию инженерно- техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года N 279, предусмотрено, что ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
В силу пункта 12.4 Каталога в камерах ШИЗО, ДИЗО устанавливаются койки откидные КОД-2. Койку КОД-2 изготавливают в 3-х исполнениях, которые различаются вариантом крепления к стене и имеют разные комплекты монтажных частей.
Койка КОД-2 любого исполнения состоит из верхней койки и нижней койки. Запирание каждой из этих коек в поднятом (вертикальном) положении и отпирание для откидывания их в горизонтальное положение осуществляется с помощью механизмов запора, которые монтируются в стену и управляются со стороны коридора. Расстояние между верхней и нижней койками 760 мм. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45x45x4 мм со сплошным заполнением из досок толщиной 40 мм. Габаритные размеры полотен 700x1900 мм.
В соответствии с пунктом 5 раздела II приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в ПКТ и ШИЗО предусмотрена комната для обыска осужденных.
В силу положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осуждённых.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведённой Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки выявлено, что:
- в камерах ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8, камерах ПКТ NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 отсутствует приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, в камерах ШИЗО вместо изолированных кабин с унитазами установлена чаша "Генуя";
- в камере ШИЗО N 3 и камере ПКТ N 4 механизмы открывания окон находятся в неисправном состоянии;
- в камере ШИЗО N 8 койка не соответствуют установленному образцу;
- в блоке помещений ШИЗО ФКУ ИК-29 У ФСИН России по Республике Коми отсутствует отдельно оборудованная комната для обыска осужденных, что подтверждается прокурорской проверкой и не оспаривается ответчиком.
В ходе проведённой прокурорской проверки в банно-прачечном комплексе ФКУ ИК-29 У ФСИН России по Республике Коми выявлено неисправное состояние 6 леек раковин, а также дефекты отделки, а именно установлены участки покрытий с недостающей плиткой.
Разрешая спор, суд первой инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств, пришёл к выводу о том, что в ФКУ ИК-29 У ФСИН России по Республике Коми в настоящее время не обеспечиваются в полной мере условия содержания осужденных, что в свою очередь создает препятствия для соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и не способствует достижению основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми согласилась с выводами суда о наличии оснований для возложения на административного ответчика обязанности по установлению в камерах ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8, камерах ГЖТ NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, проведении ремонта механизма открывания окон в камере ШИЗО N 3, камере ГЖТ N 4, оборудовании камеры ШИЗО NN 1, 2, 3, 6, 8 изолированными кабинами с унитазом, установлении в камере ШИЗО N 8 установленных Каталогом коек, оборудовании блока помещений ШИЗО отдельной комнатой для обыска осужденных, а также проведения ремонта банно-прачечного комплекса, находя их верными, основанными на требованиях закона и представленных в материалы дела доказательствах.
В рассматриваемом случае неисполнение ответчиками требований закона влечёт нарушение прав осуждённых на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
Судебная коллегия полагает необоснованными доводы кассационной жалобы о наличии изолированных кабин с унитазом в камерах ШИЗО, поскольку как указывалось выше в силу положений Свода правил камеры ШИЗО оборудуются изолированной кабиной с унитазом, тогда как в ходе прокурорской проверки установлено, что в камерах ШИЗО N 1, 2, 3, 6, 8 отсутствуют изолированные кабины с унитазом, а вместо них установлена чаша Генуя, которая в силу положений ГОСТ 15167-93 "Международный стандарт. Изделия санитарные керамические" не является разновидностью унитазов.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правильно отвергнуты доводы административного ответчика о проводимых ремонтных работах по переоборудованию камер ШИЗО в обыскное помещение, а равно, по мнению исправительного учреждения, отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части, поскольку данные действия на момент рассмотрения дела не были проведены в полном объёме, в связи с чем оснований для утверждения о готовности помещения отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что в камерах функционирует вентиляция с естественным побуждением признаются необоснованными, поскольку положениями пункта 19.3.6 Свода правил предусмотрена проведение приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.
Ссылки на запланированные на 2022 год масштабные ремонтные работы в помещениях отряда N 2 не являются основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку фактически на момент рассмотрения дела установленные прокурором нарушения исправительным учреждением не устранены.
Правильно отвергнуты доводы ответчиков об отсутствии оснований для возложения обязанности по проведению ремонт банно-прачечного комплекса, поскольку как следует из материалов дела следует, что согласно графику работы банно-прачечного комплекса ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми на 2022 года он функционирует на настоящее время, в указанном месте осужденные осуществляют помывку согласно утверждённому распорядку. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что для ремонта 6 леек и укладки плитки не требуется проведения капитального ремонта и реконструкции здания, как на то указано в заключения специалиста по строительно-технической экспертизе здания банно-прачечного комбината ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределённого круга лиц к ФКУ-29 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об обязании оборудовать помещения, здания и сооружения, оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 01 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.