Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Железнова П. А. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 года по административному делу N N 2а-109/2022 по административному исковому заявлению Железнова П. А. к межмуниципальному отделу МВД России "Сысольский", Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Железнов П.А. обратился в Сысольский районный суд Республики Коми с иском к МО МВД России "Сысольский" о взыскании денежной компенсации в размере 200 000 рублей. В обоснование требований указывал, что в период с 23 июля 2020 года по 07 октября 2021 года содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, когда на основании требований Сысольского районного суда Республики Коми и следственных органов конвоировался в ИВС МО МВД России "Сысольский", где содержался в периоды: с 10 по 20 августа 2020, с 27 сентября по 05 октября 2020 года, с 15 по 23 октября 2020 года, с 28 по 30 октября 2020 года, с 20 по 27 ноября 2020 года, с 07 по 14 декабря 2020 года, с 11 по 16 января 2021 года, с 12 по 19 февраля 2021 года, с 24 февраля по 09 марта 2021 года, с 13 по 21 марта 2021 года, с 06 по 08 апреля 2021 года, с 30 апреля по 07 мая 2021 года, с 05 по 12 июня 2021 года, с 03 по 08 августа 2021 года, с 18 по 20 августа 2021 года, с 03 по 12 сентября 2021 года. В периоды нахождения в ИВС МО МВД России "Сысольский" в камерах NN 2, 3 и 4 отсутствовал бачок с питьевой водой, что лишало возможности потреблять чистую, свежую питьевую воду. В периоды с 03 по 08 августа 2021 года, с 18 по 20 августа 2021 года, с 03 по 12 сентября 2021 года в ИВС МОМВД России "Сысольский" не работало радио, что препятствовало получать информацию. Названные обстоятельства установлены решением Сысольского районного суда Республики Коми от 12 ноября 2021 года по делу N2а-336/2021. При назначении компенсации просил учесть время содержания в ИВС МО МВД России "Сысольский" без питьевой воды в количестве 123 дней, без радио - 19 дней.
Определением Сысольского районного суда Республики Коми от 14 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств МВД России, Министерство внутренних дел по Республике Коми, Министерство финансов в лице УФК по Республике Коми.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми 29 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец Железнов П.А. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Согласно частей 1, 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Признание незаконными действий и решений должностного лица, органа государственной власти, выразившихся в нарушении условий содержания обвиняемого под стражей, в том числе в условиях изолятора временного содержания, возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для вывода о том, что условия содержания Железнова П.А. в изоляторе представляло собой обращение, выходящее за пределы минимального уровня суровости, и являлось чрезмерным, относилось к бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми признала его законным и обоснованным.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам не усматривает.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Железнов П.А. доставлялся и содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России "Сысольский" в следующие периоды: с 19 часов 45 минут 10 августа по 08 часов 00 минут 20 августа 2020 года с размещением в камере N3, с 23 часов 45 минут 28 сентября по 08 часов 45 минут 05 октября 2020 года с размещением в камере N4, с 02 часов 20 минут 16 октября по 11 часов 35 минут 23 октября 2020 года с размещением в камере N2, с 18 часов 10 минут 28 октября по 08 часов 00 минут 30 октября2020 года с размещением в камере N3, с 22 часов 45 минут 20 ноября по 08 часов 00 минут 27 ноября 2020 года с размещением в камере N3, с 00 часов 10 минут 08 декабря по 08 часов 40 минут 14 декабря 2020 года с размещением в камере N3, с 01 часов 00 минут 12 января по 12 часов 20 минут 16 января 2021 года с размещением в камере N3, с 01 часа 35 минут 13 февраля по 09 часов 20 минут 19 февраля 2021 года с размещением в камере N4, с 01 часа 25 минут 25 февраля по 16 часов 00 минут 09 марта 2021 года с размещением в камере N2, с 12 часов 00 минут 13 марта по 16 часов 58 минут 21 марта 2021 года с размещением в камере N4, с 12 часов 20 минут 06 апреля по 17 часов 00 минут 08 апреля 2021 года с размещением в камере N3, с 11 часов 50 минут 30 апреля по 16 часов 30 минут 07 мая 2021 года с размещением в камере N4, с 12 часов 05 минут 05 июня по 16 часов 15 минут 13 июня 2021 года с размещением в камере N4, с 21 часа 00 минут 03 августа по 16 часов 10 минут 08 августа 2021 года с размещением в камере N3, с 12 часов 00 минут 13 марта по 16 часов 58 минут 21 марта 2021 года с размещением в камере N4, с 16 часов 00 минут 18 августа по 12 часов 30 минут 20 августа 2021 года с размещением в камере N4, с 15 часов 25 минут 04 сентября по 13 часов 05 минут 11 сентября 2021 года с размещением в камере N2.
Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N З-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе требования к этим помещениям, определены Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и более детально конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.
Согласно статьям 3, 4 и 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
На основании положений статьи 13 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.
В силу положений статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Деятельность ИВС МО МВД России "Сысольский" осуществляется на основании Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Сысольский" от 11 марта 2020 года N 58.
В соответствии с пунктами 42, 43 и 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МЁД России от 22 ноября 2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой. Камеры ИВС, помимо прочего, оборудуются индивидуальными нарами или кроватями; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией.
Разрешая требования административного искового заявления в части необеспечения радиовещанием в периоды с 03 по 08 августа 2021 года, с 18 по 20 августа 2021 года и с 03 по 12 сентября 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец Железнов П.А. при содержании в ИВС МО МВД России "Сысольский" в указанные периоды был обеспечен радиовещанием.
Отклоняя доводы административного истца об обратном, суд первой инстанции обоснованно учитывал сведения из журнала проверок технического состояния здания ИВС, согласно которым в грозу 03 июля 2021 года радиоточка была повреждена, в связи с чем, отсутствовало радиовещание в изоляторе в течение 10 дней, в связи с чем, МО МВД России "Сысольский" сделаны заявки в ООО "Эльф" от 03 и 26 июля 2021 года для устранения неисправности радиовещания, а на период неисправности радиоточки в камере, обслуживающей организацией 27 июля 2021 года выделен переносной радиоприёмник.
При разрешении заявленных требований в указанной части суд нижестоящей инстанции правомерно учитывал разъяснения, данные в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N47, согласно которым только существенные отклонения от требований, установленных законом, могут рассматриваться в качестве нарушений условий содержания лиц, лишенных свободы, принимая во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что администрацией учреждения принимались все необходимые меры для устранения неисправности и соразмерной его компенсации, для чего в изоляторе был установлен переносной радиоприемник, жалоб об отсутствии радиовещания в изоляторе в названный период не поступало.
Оценивая доводы административного истца в части нарушений условий содержания, выразившихся в отсутствии в камерах бака питьевой воды, суд, проанализировав положения нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, обоснованно не признал данные обстоятельства свидетельствующими о ненадлежащих условиях содержания административного истца в учреждении.
Пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются, в том числе бачком для питьевой воды.
Между тем, судом при рассмотрении дела установлено, что здание ИВС МОМВД России "Сысольский" оборудовано централизованным водоснабжением, которое обеспечивает Сысольский филиал акционерного общества "Коми тепловая компания", что подтверждается данными государственного контракта 31/2 от 25 июня 2019 года, согласно пункту 1 которого холодное водоснабжение подается через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, как холодная питьевая вода, соответствие которой требованиям СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий рс::шаг сельских поселений, к водным объектам, к питьевой воде и питьевом;- атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производствами. общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий" и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания" установлено актами санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территории) МО МВД России "Сысольский" от 26 октября 2020 года и от 05 июля 2021 года.
Кроме того, относительно отсутствия бака с питьевой водой в камере, судом первой инстанции также обоснованно приняты во внимание обстоятельства, при которых кухонный блок оборудован централизованным холодным водоснабжением и у лиц, содержащихся в изоляторе, имеется возможность кипячения и подогрева воды.
Предоставленный в обоснование доводов апелляционной жалобы ответ Сысольского филиала АО "КТК" на обращение Железнова П.А. не свидетельствует о неверности выводов суда первой инстанции, поскольку отражает сведения об имеющих место перерывах в подаче холодной воды в период с 10 августа 2020 года по 12 сентября 2021 года, которые находились в пределах допустимой продолжительности и обусловлены плановым ремонтом оборудования станции водоочистки, промывкой сетей водоснабжения и замене запорной арматуры в водопроводных колодцах.
Кроме того, по результатам проверок жалоб и заявлений от Железнова П.А. по факту отсутствия питьевой воды, ее непредоставления, не поступало.
Таким образом, несмотря на временное отсутствие в камере исправной радиоточки, обусловленное объективными причинами, отсутствие бачка для питьевой воды, когда право Железнова П.А. на получение информации посредством переносного приемника обеспечено, как и обеспечен доступ к питьевой воде, отвечающей требованиям санитарных правил и норм, принимая во внимание обстоятельства, при которых какие- либо последствия для административного истца не наступили, учитывая, что указанные недостатки не являлись существенным нарушением условий содержания, и были компенсированы принимаемыми ответчиками мерами или предусмотренным в изоляторе оборудованием, оснований для взыскания денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания истца в изоляторе за указанный период обоснованно не усмотрено судом первой инстанции.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 года по административному делу N N 2а-109\2022, 33а-4406\2022 по административному исковому заявлению Железнова П. А. к межмуниципальному отделу МВД России "Сысольский", Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания, оставить без изменения, кассационную жалобу Железнова П. А. - без удовлетворения.
Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 29 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.